Илья Чёрт отыграл «клубник» - акустический концерт, напоминающий по своему формату традиционный квартирник
Илья Чёрт, как известно, большой оригинал, и даже квартирники он любит играть в необычных местах, поэтому и появляются в его концертной деятельности «дачники», «природники» и «театральники». Он давал закрытые концерты и на чердаке театра «Ленсовета» в Санкт-Петербурге, и в Музее Булгакова в Москве. Однако для того, чтобы попасть на подобное мероприятие, поклонникам иногда приходилось ждать очереди несколько лет. В этот раз Илья выбрал самую просторную из всех подходящих для акустических концертов площадку – клуб «IKRA». Все билеты были проданы за несколько дней до концерта.
Не всё прошло так, как задумывал Илья Чёрт. Клуб обещал ему сидячий зал, чтобы максимально приблизить обстановку к атмосфере квартирника, однако стульев поставлено так и не было. Музыкант долго извинялся перед зрителями за то, что им придётся слушать спокойную, тихую акустику стоя. Впрочем, похоже, что самих слушателей отсутствие стульев не смутило, скорее, даже наоборот: находясь в изрядном подпитии, они не были готовы сидеть два часа на одном месте.
Вообще в этот раз публика была скорее необычной. К тому, что «Пилот» «народная» группа, собирающая самые разные категории слушателей, все уже привыкли, но появление на концерте Ильи Чёрта в большом количестве гламурных барышень на высоких шпильках стало неожиданностью. Они элегантно потягивали мартини через трубочку и брезгливо шарахались от подъездных героев, пробирающихся к сцене с льющимся через края стаканов пивом. Было очевидно, что эти девушки пришли на концерт ради своих молодых людей, чтобы сделать им приятное в День всех влюблённых. Вообще в «Икре» было очень много парочек, которые соревновались друг с другом в том, кто кому глубже залезет под одежду, и совершенно не смотрели на сцену.
Создать атмосферу квартирника в шумном прокуренном переполненном клубе Илье так и не удалось, несмотря на то, что он вёл себя естественно и непринужденно. Много шутил, рассказывал анекдоты, отвечал на записки из зала и играл песни, которые не звучат на концертах «Пилота». Открылся клубник песней «За жизнь», которая в акустическом исполнении явно проигрывает альбомному. Потом была «Море». Перед тем, как сыграть одну из своих самых любимых песен «Небо», Илья Чёрт рассказал о том, что из неё пришлось убрать один куплет, самый запутанный и непонятный, иначе песня не соответствовала формату и не попадала на радио. Подпеть вырезанные слова смогли всего несколько человек в клубе.
Со сцены прозвучали и предыстории к песням «Оттепель» и «Смена сезонов».
«Следующая песня, - поделился Илья перед тем, как сыграть «Оттепель», - кажется мне очень питерской, потому что она слякотная. У всех есть месяц ноябрь, а в Питере это гноябрь Если вы хотите почувствовать, что испытывает человек во время ссылки, то приезжайте к нам в ноябре. Поэтому у нас с таким нетерпением ждут весны». Ее музыкант исполнил с особенным артистизмом. Илья - актёр, и это всегда помогает ему вытягивать даже неоднозначные песни. И всецело проявить свой актёрский талант ему удалось именно в «Икре», где не приходится тратить силы и энергию на заводные скаканья по сцене по отработанному и наверняка успевшему надоесть сценарию. На своём клубнике Илья удачно балансирует между театральностью и искренностью, чётко разграничив, где стоит побыть актёром, а где - самим собой.
Вслед за «Оттепелью» исполнена песня «Смена сезонов», которую музыкант записал на четвёртом сборнике «Рок из подворотен» в практически бытовых условиях, чтобы не отличаться от начинающих музыкантов и доказать, что в настоящей рок-музыке нет лучших и худших. Кстати, отвечая на записки, Илья Чёрт заодно дал своё определение понятию «рок-музыка». Кто-то в зале спросил его, что такое мдуль, и музыкант проведал забавную историю, которую часто рассказывает на квартирниках, об американском туристе, приехавшем изучать музыку «бо-бо» в отдалённое африканское селение. Он записал голоса старейшин, подробно изучил все их музыкальные инструменты, а через год привёз свою запись, сделанную в Америке. Старейшины послушали, остались довольны, только заметили, что это не музыка «бо-бо». В ней сохранена и манера исполнения, и все ритмы, и звучание, но в настоящей музыке «бо-бо» должен быть ещё и мдуль, никто не знает, что это такое, но мдуль либо есть, либо его нет. Если мдуль есть, то это музыка «бо-бо», а если нет, то не бо-бо. «Так вот, - заключил Илья, - рок – это музыка, в которой есть мдуль». Главное, чтобы в погоне за популярностью и в борьбе за экономическое выживание, особенно сейчас, в дни, когда нас всех пугают финансовым кризисом, «Пилот» не потерял этот самый мдуль, который часто создаёт преграду между свободным творчеством и форматом.
Отвечая на записки, которые можно было опускать в специальный ящичек, главный музыкальный пилот страны напоминал иногда Регину Дубовицкую, но в отличие от ведущей «Аншлага» демонстрировал тонкое и приятное чувство юмора: от его шуток хотелось не ржать инерциальным смехом, а по-доброму улыбаться. Он рассказывал про вещие сны об инопланетянах, которые ему часто снятся, о любимых книгах и фильмах, о том, что означает слово «йоханга», вспоминал забавные случаи с концертов и добрые байки про своих друзей - питерских андеграундных музыкантов, таких, как Александр Махнач. Кстати, его песня «Сны идиота» также прозвучала на клубнике, и Илья пообещал включить её в репертуар «Пилота».
В спокойном гитарном исполнении также были сыграны песни «Синичкин дом» из последнего сольного альбома музыканта, «Зима в Муммидоле», повествующая о грустных мыслях внезапно проснувшегося Муми тролля; «Хорошо и тихо», «Со мной», «Гуру», «Волчье лето», «Индейская», малоизвестная «Голова-фонарь», «Единожды един», а также «Нас утро накажет», которую зал почему-то на первых аккордах перепутал с «Братишкой», «Кошка» и другие ранние и самые, пожалуй, лирические песни «Пилота», в которых отображена простая жизнь романтика, стремящегося оторваться от быта и найти своё место, те самые песни, которых не хватает многим поклонникам группы в их обновлённом творчестве.
Конечно, идея клубных акустических концертов интересна, но ни один клубник никогда не сможет полностью передать атмосферу квартирника. Во-первых, общение по запискам – это всё-таки больше монолог, и Илья говорил много, но в ответ мог получать или одобрительные аплодисменты, или бессвязные пьяные реплики из зала. Во-вторых, квартирник – это ощущение причастности к какой-то тайне, единение небольшого количества посвященных. В «Икре» же даже нельзя было расслабиться, чтобы впитать в себя музыку: постоянно приходилось отвлекаться на пьяных, слоняющихся между баром и сценой. Остаётся надеяться, что всё-таки кризис и плотный гастрольный график не убьют желание Ильи Чёрта играть именно традиционные тихие квартирники, похожие на те, где зарождался настоящий протестный русский рок. [--NEU--] О чём ещё спрашивали Илью Чёрта поклонники?
Записка:
Здрасьте. Скажите, пожалуйста, вы часто отказываетесь дать автограф, если вы не в настроении?
Илья: Честно говоря, бывает, потому что если я иду и очень сильно матюгаюсь, а в это время ко мне подскакивает какой-нибудь улыбающийся человек на позитиве, то мне естественно хочется сделать, чтобы ему тоже было плохо, чтобы не чувствовать себя в одиночестве, ведь мне совсем не до веселья. Поэтому я буркну: «Нет, не дам автограф!» Но я же ведь тоже живой человек. У всех бывает. Огрызаюсь. Бывает, конечно. Не святой.
Не святой...
Записка: Скажите ей, что я её люблю!
Илья: Скажи сам! Не трусь!
Записка: Не бойтесь петь умных песен, мы поймём.
Илья: А вот за это отдельное спасибо.
Записка: А ты учился где-нибудь профессионально вокалу? Если да, то где?
Илья: Была история, когда я сорвал полностью голос, то есть я шептал и даже говорить не мог, а в этот день у нас был концерт в клубе U2, полный зал, отказаться мы не можем. Мы вышли, и Ромка (Роман Чуйков), тогда ещё он был у нас гитарист, сказал за меня: «Вот этот вот чувак говорить не может, петь тем более, поэтому мы будем играть все песни, а вы петь». И мы отыграли полный полуторачасовой концерт, и я не издал ни звука. И после этого меня лечили, делали уколы, и я на несколько месяцев пошёл учиться к учителю по вокалу.
Есть такая прекрасная тётенька Ариадна Владимировна. Она преподаёт в музыкальном училище на Моховой. У неё учились почти все рок-артисты Питера: Сашка Васильев, Пепси, Колибри, Текилладжаз, если я не ошибаюсь. Короче, все рок-артисты Питера прошли через неё. И я тоже учился у неё несколько месяцев. Мне очень сильно помогло.
Записка: Стараешься ли ты поступать по жизни так, как поступал бы Бог?
Илья: Я стараюсь, но честно могу сказать, что это не всегда получается. Я не могу назвать себя хорошим человеком, но искренне стараюсь им быть, хотя, наверное, мог бы стараться лучше. Я такой ленивый
Записка: Всё безумно круто!
Илья: Парень, я за тебя рад!
Но тебя совсем не видно!
Илья: А чё на меня смотреть-то? Лучше на Бреда Пита смотрите. Он такой красивый!
Записка: А ты знаешь главное правило лыжника? Не ешь жёлтый снег!
Илья: Я знаю главное правило туриста: возьми много еды, уйди как можно дальше в лес и съешь один.
Юлия ШЕРШАКОВА, NEWSmusic.ru
Фото Наталья ЗАХАРОВА, NEWSmusic.ru
Комменты