«Крематорий»: И снова «26»

На концерте в клубе «16 тонн» Армен Григорян спел под фонограмму.

Однако этому предшествовал злой постпанковский сет, не заставивший усомниться в истинно рокерской закваске музыкантов. За происходящим наблюдал обозреватель «Новостей шоу-бизнеса NEWSmusic.ru».

В одном из центральных хитов группы «Крематорий» Армен Григорян сначала пел «Нам по 27 лет», затем «Нам за 30 уже», потом «Нам за 40 уже». Интересно, что он споет, когда ему стукнет «полтинник» (а случится сие знаменательное событие уже ближайшей осенью, да-с)?

К чему это я? А к тому, что группа живет, взрослеет, меняет составы, а ее образный ряд, музыкальная тональность и общая иронично-мрачноватая атмосфера оказывается столь притягательной вне зависимости от возраста слушателей, что ряды поклонников «Крематория» пополняют все новые и новые мальчики и девочки, которые об идеалах молодости своих кумиров (ну, там, «цветочная революция» 60-х, Джим Моррисон, все такое) и слыхом не слыхивали. Впрочем, может, так интереснее? Несомненно.

Ныне у Армена Григоряна новый состав, с которым была два года назад представлена народу последняя на сегодня пластинка «Амстердам». Звучание стало жестче и напоминает «Атмосферное давление» - группу, которую Григорян со товарищи создал, едва окончив школу.

Крематорий
Крематорий

Первую часть концерта составили вещи из относительно новых альбомов, которые сложились в плотную энергичную обойму. «Ангел», «Рукоблудница Лида»… Поразительная все же у Армена Сергеевича способность порождать все новых эффектных персонажей. Не хуже «Кондратия» с «Эльзой», которые сразу как-то приживаются. И уходят в народ. И становятся любимыми, эти причудливые странники гротескной «крематорской» мифологии. В какой-то степени «Крематорий» сегодня похож на заводик по производству игрушек, которых так от них все ждут. А если этот заводик вдруг начнет выпускать трактора или линкоры – не поймет народ, не поймет. Как не очень понимает эксперименты Григоряна со своим параллельным проектом «Третий ангел», с которым в 2006 году был даже выпущен альбом «Китайский танк».

В первом ряду стоят две мамы с дочками лет семи. Что ж, подумал я, эти дамы вполне могли быть участницами тех самых винно-психоделических тусовок, в атмосфере которых и создавались главные «крематорские» хиты. Если это так, то расскажут ли они когда-нибудь про это своим дочкам? Будто отвечая на мою фантазию, Армен Григорян предваряет песню «Три источника» логичным комментарием: «Вспомним молодость грешную». И. видимо, глядя на тех же хлопающих глазками маленьких девочек, опускает в тексте матерные слова.

На песне «Женщина-пила» начинается небольшой экшн. Барабанщик Андрей Ермола отвинчивает тарелки, и в его раках они тут же превращаются в литавры, которыми он картинно потрясает пространство, переместившись в финале композиции на авансцену.

На радость поклонникам звучит «Сексуальная кошка» - как и полагается, дуэт Максима Гусельщикова (скрипка) и Армена Григоряна. А вот после этого скрипачу дают отвести душу по полной программе. Музыканты уходят со сцены, запускается фонограмма, и Гусельщиков начинает наяривать нечто искрометно-виртуозное, но по сути абсолютно бессмысленное. Как-то все это сильно отдает типично кабацким позерством, если честно. Подобное же ощущение, несмотря на рукоплескания, явно прочиталось на некоторых лицах в зале.

Но вот музыканты вновь возвращаются на сцену, и уже в следующей песни – «Зомби» из одноименного альбома – дается яркая возможность проявить свою виртуозность и бас-гитаристу Николаю Коршунову, в виде фрагментарного соло.

Завершив энергичный блок яростным «Катманду», музыканты перешли к золотым хитам группы. «Последний шанс», «Таня», даже «Мусорный ветер» (который исполняется далеко не всегда), «Кондратий», Хабибуллин», «Маленькая девочка», «Веселый ансамбль».

В этот же ряд, в один из «бисов», вплелся и бесшабашный перформанс на песню «Голый Парад», который музыканты станцевали (а отнюдь не сыграли) под фонограмму, изображая то ли пьяных, то ли полоумных, хватаясь не за свои инструменты и. в общем-то, веселясь на полную катушку. Ну а что вы хотели – «веселый ансамбль», все же!

А я все ждал, что же там споет лидер «Крематория» на тему возраста в «Безобразной Эльзе». Хитро подбоченясь, Армен на этот раз кокетливо ввернул: «А нам уже 26». Вот и замечательно. Все вернулось на круги своя. Да здравствует, новый виток молодости, да здравствует вечнозеленый «Крематорий»!

И как не экспериментируй, как ни меняй музыкантов, Армен Сергеевич, а придется тебе до старости проставлять порожденных тобой же мифологических персонажей. И никуда от них не уйти. Как не уйти от непременного элемента имиджа – черной широкополой шляпы, как ее ни сжигай!

"Шоу должно продолжаться".

И оно продолжается.

Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»