Butch: "Кажется, что не уходила из журналистики!"

Бутч – одна из самых активных концертных групп страны. Лидер и солистка группы Елена Погребижская – человек увлекающийся, помимо группы, она занимается сольными проектами, пишет книги и снимает документальные фильмы. 26 августа группа отмечает свой пятый день рождения в клубе Апельсин. В интервью NEWSmusic Елена рассказала о себе, о группе и о грядущем празднике.

- Лена, расскажите, как появилась группа?

- Группа появилась так: мы проживали с одной девушкой в соседних комнатах в коммунальной квартире на Старом Арбате. И девушка эта была композитор и певица Ольга Пальчикова. Исторический в моей жизни персонаж. Было это очень давно, больше 10 дет назад. И Ольга была в принципе девушка свободная, но через какое то время у неё появился бойфренд – звали его Сергей Петухов. Он был и есть очень хороший музыкант. Вот собственно вместе с ним мы и создали группу Бутч. Сергей позвал своих друзей музыкантов, на тот момент большая часть из них играла в группе Маша и Медведи. И Руслан Ступин – гитарист, он играл в группе Наив. Собственно группа Маша и Медведи развалилась, а Руслан ушёл из Наива в группу Бутч. Вот так мы и создали группу. Надо сказать, что моя роль в создании группы была, ну, наверное, никак не ведущая, а, наверное, даже Серёга внёс гораздо больший вклад в это.

Группа Butch

- Но как Вы, работая политическим обозревателем на Первом канале, бросили карьеру тележурналиста и занялись музыкой, неужели было не жалко уходить? - Ну, нет ведь, не так всё однозначно. Собственно момент перехода из тележурналистики в музыку уже был достаточно кризисным для меня, потому что мне казалось, что в тележурналистике я не понимаю куда дальше развиваться, а делать тоже самое, что и всегда мне уже было очень сложно. Это с одной стороны, а с другой стороны стало мне понятно, что если я хочу в жизни заниматься музыкой, то нужно это делать сейчас или никогда, ну и собственно вот и было принято такое решение.

- Почему раньше Вы занимались именно политической журналистикой. Вы интересуетесь политикой?

- Меня интересовала тележурналистика и новости, а поскольку новости без политики невозможны, то значит, политика была необходимостью в моей профессии.

- Когда к Вам пришло желание заниматься музыкой?

- Желание заниматься музыкой у меня было с детства. Прямо с самого раннего детства. Единственное что, почему–то всё не складывалось. Нет, то есть складывалось, конечно, музыкальная школа и какие-то там разовые акции типа церковного хора. Вот, но заниматься музыкой профессионально как мне казалось, многие годы было связано для меня с изменением серьёзно образа жизни, а на тот момент у меня не хватало, наверное, силы духа, чтобы это осуществить. И вот в какой-то момент хватило и вот мы, и создали группу Бутч.

- В одном из интервью Вы сказали, что, называя группу английским названием Butch, в перспективе Вы видели выход на международную музыкальную арену. Как Вам видятся такие перспективы спустя 5 лет?

- Ну да… да. Но что-то как-то сейчас мы с этой мыслью, ну не то чтобы распрощались, но просто очевидно для меня, что нашей главной задачей на сегодня является наше родное пространство. Россия-матушка, в первую очередь.

- Но Вы совершали какие-то попытки, чтобы покорить мировой Олимп?

- Да вели мы какие-то сложносочинённые переговоры с немецкими представителями Universal, но как-то всё это не закончилось ничем.

- Откуда появился Ваш сольный проект с романсами, ведь он совсем не вяжется со стилистикой группы?

- Это же не является нашим групповым произведением. Это мой собственный сольный проект. И как многие сольные проекты, бывают совершенно перпендикулярны тому, что делается в рамках группы. Просто на тот период времени мне очень нравились романсы, и очень нравилось их петь – это было реально велением души. Довольно быстро мы записали это альбом. Его вообще проблематично найти в продаже, потому что мы сначала думали, что он мало кому будет интересен, а потом оказалось, что его расхватали, почти сразу.

- Вы планируете ещё делать какие-то сольные проекты?

- Возможно, но в таких вещах загадывать не получается. Вот скажем, у меня было несколько номеров программы с оперной певицей, и прекрасно у нас получилось. Тем не менее, я же не выпускаю оперную пластинку. Или я пою а капелла молитвы на концертах иногда, и тоже не выпускаю это отдельным диском, ну и так далее. Есть масса разных ответвлений от такой прямой рок-н-рольной дороги, но для того, чтобы записать и выпустить пластинку нужно реально почувствовать зов сердца, я такого пока не чувствую.

- Почему Вы недавно сменили практически полностью состав группы?

- Это нормальное явление для музыки. Составы меняются у всех и достаточно часто. Гораздо реже, когда состав один и тот же с момента создания группы. Просто таких примеров по пальцам пересчитать. Все остальные сотни тысяч меняют составы. Это нормальное явление, я считаю.

- Поменялся ли стиль группы после смены музыкантов?

- Безусловно, потому что у каждого музыканта есть свой любимый стиль музыки, любимые исполнители и группы. Они привносят каждый своё влияние в творчество. А поскольку музыку писать для группы – это такое очень творческое занятие. Поэтому со сменой музыкантов меняется и звучание самого коллектива. Но не радикально, потому что я стараюсь, чтобы оно было всё время примерно одно.

- Какое именно?

- Поп-рок.

- Какой тогда Ваш любимый стиль музыки?

- Мой любимый стиль музыки – опера.

- Выход Вашего третьего альбома запланирован на осень, это так? Как он будет называться?

- Скорее всего, да. Альбом ещё не записан, поэтому названия ещё нет.

- На этом альбоме все песни будут написаны Вами?

- А, нет. Нет, нет! В этот момент исторический появляется исторический же персонаж в моей жизни – Ольга Пальчикова, которая как вы помните, композитор и певица и она к трём песням написала музыку. Прекрасные просто песни получились. То есть не будь у меня авторских и композиторских амбиций, мне бы прямо очень понравилось работать с ней, как с композитором. Она прекрасно пишет музыку. И просто как-то умудряется абсолютно делать её похожей на меня, вот я и думаю, что треков, скорее всего, будет на альбоме двенадцать или четырнадцать, и из них три песни Пальчиковой будут.

- Каких-то точных сроков презентации ещё нет?

- Нет, пока нет. Ну, мы же в России живём. У нас же нет такого, что в 2008 году 25 сентября я буду там-то, буду делать то-то, я совершенно не знаю. Поэтому, будет день и будет пища, как говорила моя бабушка.

- Ваша первая книга «Дневник артиста» имела неплохой успех. Почему Вы решили написать книгу?

- Книгу… Да, захотелось написать книгу. У меня был дневник в Интернете. Существовал. И сейчас мне даже трудно сказать, от кого поступил запрос от нас или от издательства, потому что мы как-то настолько легко нашли общий язык с издательством. Как если бы они попросили его издать. Но, по-моему, это не так было, по-моему, всё–таки мы вышли на издательство. Но у нас вообще не было никакой проблемы при переговорах. Мы спросили: «Вы хотите издать книгу?» Они сказали: «Да, конечно, конечно». И мне объяснили, что для того, чтобы электронный дневник стал книгой, нужно, конечно, его сильно изменить, - дописать многое, что-то убрать, что-то добавить. И вообще его развернуть по законам жанра, то есть по тем законам, по которым пишутся книги.

- Это было для Вас тяжело?

- Нет, совсем не тяжело. Это, наоборот, очень интересно. Мне это нравится. Я вообще люблю писать. И вот, таким образом, дневник вышел осенью прошлого года. Весь практически его раскупили, сейчас насколько я знаю, допечатывается ещё тираж. Он был бестселлером в книжных магазинах. В общем, хорошо его раскупили, действительно. И сейчас я пишу для этого издательства ещё одну книгу. Публицистическую.

- Как называется?

- Нет ещё названия.

- Она должна выйти осенью этого года?

- У меня есть сильные подозрения, что я не успею к осени сдать её.

- Про что будет книга?

- Она про трёх певиц современных. Про Иру Богушевскую, про Светлану Сурганову и Умку. Вот этих людей я очень уважаю и считаю, что если они поделятся со мной событиями из своей жизни и опытом, тем опытом, когда они справлялись с чем-то безумно сложным, вот такими вещами, с которыми многие в жизни люди так и не смогли справиться. Я считаю, что это будет очень интересно и полезно для всех, кто прочитает эту книгу. Потому что, мне кажется, это способно вдохновить и помочь в трудной ситуации. И с другой стороны, откроет и покажет этих людей с неожиданной, может быть, стороны. И я вообще, честно говоря, считаю их настоящими героями своего времени. И поэтому я горжусь тем, что я о них пишу.

И тем, что они оказали мне такое доверие и рассказали о своей жизни много таких подробностей, которых никогда никому не говорили.

- Они легко согласились стать героинями Вашей книги?

- Скорее, да. Ну, вот двух из них я знаю много лет, Умка отнеслась более настороженно, но, тем не менее, тоже достаточно быстро согласилась в итоге.

- Я слышала, Вы снимаете документальный фильм. Расскажите об этом проекте?

- Документальный фильм во многом очень похож на книгу, которую я пишу. Там эти же героини. Но, естественно, есть большая разница. Документальное кино – это особый жанр, который существует по своим законам, и это всё-таки в первую очередь - видео. Но фактура примерно такая же, как в книге: Света, Ира и Аня. То есть Светлана Сурганова, Ирина Богушевская и Умка. Уже мы снимали на крупных фестивалях: Аню на "Этнолэнде" снимали и записывали интервью, Свету Сурганову на "Нашествии". И хвостом ходили за обеими долго, долго и всё это снимали, всякие перипетии творческой и закулисной жизни. Но и нам ещё снимать и снимать.

- Что Вы хотите получить в результате?

- Мы его хотим снять, и договориться о показе одним из центральных каналов, я уже веду переговоры.

- Это можно считать неким возвратом в тележурналистику?

- Да мне сдаётся, что я её и не оставляю никогда все эти годы. Потому что я всё время что-нибудь пишу. У меня был период ведения около двух лет радиопередачи на радио Арсенал, это дочерняя станция Эхо Москвы такая была. У меня был какой-то период рецензий на альбомы в журнал Афиша, вот "Дневник", теперь документальный фильм... Как-то мне кажется, что журналистика в моей жизни и не прекращалась.

- Что, по Вашему мнению, прошло в этом году лучше - Нашествие или Эммаус?

- Я вообще не буду это сравнивать, потому что это вопрос политический, а политика в шоу-бизнесе – ещё более мерзкое дело, чем в чистой политике. Поэтому вмешиваться в это очень не хочется. На мой взгляд, оба фестиваля имеют будущее и, слава Богу.

- Ну, а где Вам лично больше понравилось выступать?

- Лично мне… Я лично вообще люблю большие фестивали. Очень, очень. И если появится ещё, там не знаю, какой фестиваль какой-нибудь там Микки-Маус, Пришествие, Ушествие или Санта-Клаус, - любой, какой угодно, появится, - я с удовольствием на нём выступлю. Если это будет большой открытый летний рок-фестиваль – это прекрасно.

Что касается выступления, то я обеими руками – за. А что касается организации – она не идеальна во всех случаях, и это тоже нормально. Поэтому больше фестивалей хороших и разных, так я считаю!

- Расскажите, что будет на концерте, посвящённом 5-летию группы? Это действительно будет нечто феерическое?

- Да, и на сей раз это не является пиар-выдумкой. Вы знаете, что любой пресс-релиз, как правило, напичкан утками, - таков у нас подход к музыкальной журналистике. А поскольку меня долго связывала и связывает дружба с несколькими ведущими музыкальными журналистами и даже руководителями музыкальных пиар-агентств, я знаю, о чём говорю. И обычно, конечно, пресс-релизы напичканы утками, выдумками и фантазиями. И это нормально. Но в данном случае – это не так. Мы действительно устроим шоу. И действительно большая часть того, что написано о концерте, - соответствует действительности.

Более того, вот три лота для аукциона сценических костюмов. Вообще их могло бы быть и больше, но мы решили, что в рамках одного концерта имеет смысл провести аукцион с тремя наиболее знаковыми и значимыми лотами. Это мой первый вообще сценический костюм – голубая шёлковая пижама, которая выступила на Нашествии-2001, в первом выходе группы Бутч на люди, и на моём первом концерте в жизни. Там и красный балахончик такой дизайнерский, который специально шили для съёмок клипа «Мания», первого клипа группы Бутч, и в этом балахончике я выступала на фестивале Fuzz 2002, где группа Бутч номинировалась как Прорыв года, и на Maxidrom'e-2002. И там есть корсет, который сшили в мастерской Славы Зайцева, красивый очень, специально для презентации нашего последнего альбома «Факел». Вот такие три лота выставляем мы.

При этом совершенно не обязательно покупать это за деньги. Если люди способны предложить адекватный обмен, то я с радостью обменяю. Единственное только, сейчас я не вижу адекватных предложений. Мы вывесили информацию в Интернете об аукционе, и наши поклонники предлагают, возможно, очень дорогие для себя вещи - разнообразные цветы в кадках, растения, шарфы, виниловые пластинки, ну, в общем, массу всего интересного, и я, конечно же, буду выбирать: обменять или продать за деньги, и так далее. Но это скорее - часть шоу-программы, чем какой-то реальный аукцион.

- Это была Ваша идея?

- Да, это была моя идея. Будет много всего интересного на нашем концерте. Мы сейчас снимаем специальное видео для этого концерта. Будет масса сценических эффектов. В общем, подошли очень ответственно.

- Будет ли выступать кто-нибудь из гостей?

- Нет, не будет. А почему они должны быть? Да, мы позовём своих музыкантов, но и всё.

- Музыканты приедут одни или с группами, в которых они сейчас играют?

- Возможно с группами. Я Вам могу сказать, что например, практически весь прошлый состав – это музыканты группы Маша и Медведи. Ну, там плюс-минус один человек, вот и если они приедут, то это приедет группа Маша и Медведи.

- Без вокалистки?

- Ну почему же, Машу тоже позову. Я считаю, что в этот раз мы - главные герои концерта 5-летия группы Бутч, и сцену уступать никому не хочется. И с другой стороны, каждый год на моём дне рождения выступает такое количество гостей, что проще сказать, кто не играл на сцене со мной, не пел дуэтом и трио, чем те, кто пел. Были, по-моему, все, кто только мог.

Ну, или почти все.

Ксения ЧЕРНЫШЁВА, NEWSmusic.ru