Дзедда закрыл Фестиваль Плетнёва

В Москве завершился насыщенный разными интересными событиями IV Большой фестиваль Российского Национального оркестра.

В этот вечер Москва принимала легендарного итальянского маэстро, знатока, интерпретатора и пропагандиста творчества Россини Альберто Дзедду, который представил на сцене Концертного зала им. Чайковского его Маленькую торжественную мессу.

Главным делом жизни дирижёра стал Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро, художественным руководителем которого Дзедда является со дня основания в 1980 г. этого прославленного форума. Фестиваль собирает лучших исполнителей Россини со всего мира и ведёт работу по возрождению богатейшего оперного наследия знаменитого пезарского лебедя. Известен Дзедда и как музыковед-исследователь итальянской оперной музыки, и прежде всего Джоаккино Россини. Им подготовлены академическое издание «Севильского цирюльника», а также издания опер «Сорока-воровка», «Золушка», «Семирамида». Он был соредактором полного собрания сочинений Россини. В Москве Дзедда уже выступал с РНО, блестяще исполнив «Итальянку в Алжире».

Российский национальный оркестр п/у Альберто Дзедда
Российский национальный оркестр п/у Альберто Дзедда

Маленькую торжественную мессу Россини можно считать последним его сочинением, написанным в 1863. С 1855 композитор жил в пригороде Парижа Пасси, полностью отойдя от сочинительства. Мессу он назвал «последним смертным грехом своей старости» и сопроводил её шутливой надписью на последней странице рукописи: «Боже, вот и закончена эта бедная маленькая Месса. Что сотворил я: священную музыку или дьявольскую? Я был рожден для оперы-буффа. Ты это хорошо знаешь. Немного учёности, немного сердца, вот и всё, что в ней есть. Будь же благословен и уготовь мне рай». Конечно же, Россини лукавил. Он не мог не понимать что музыка хороша, что в ней нет ничего дьявольского, а многог ярких, сильных и возвышенных чувств. Но почему бы непошутить! Он шутил всю свою жизнь!

Первоначально Месса предназначалась для двенадцати певцов, среди которых восемь для хора и четверо для сольных партий, двух фортепиано и фисгармонии. В таком камерном составе Месса была исполнена в марте 1864 под управлением автора во дворце графа Пийе-Уилл. Присутствовали только близкие друзья, среди которых были композиторы Мейербер, Обер Тома. Новое произведение всем чрезвычайно понравилось, а Мейербер написал Россини письмо, в котором назвал его «Юпитером и божественным маэстро». Сам же Россини, понимая, что создал крупное сочинение и не желая, чтобы кто-либо после его смерти переписывал его, сам оркестровал Мессу. В оркестровом варианте уже после кончины маэстро Месса в 1869 году прозвучала в Итальянском театре Парижа.

Москвичи же услышали Маленькую торжественную мессу в редакции Альберто Дзедды. Он идеально выстроил её драматургию, максимально приблизив к оперному творчеству Россини. Получилось яркое, эмоциональное действо, наполненное высокой духовностью, человеческими страданиями и лирической проникновенностью, радостью бытия и возвышенной скорбью, трогательной непосредственностью и нежностью. Все это смогли донести до слушателей Российский национальный оркестр, большой хор Российского телерадиоцентра «Мастера хорового пения» (худрук Лев Конторович) и солисты под управлением А. Дзедды, влюблённого в Россини и сумевшего энергией и талантом обратить всех исполнителей в своих единомышленников.

Альберто Дзедда
Альберто Дзедда

Единой командой были певцы, что не всегда получается, когда солисты собираются из разных стран. Сопрано Ольга Сендерская, выпускница Петербургской консерватории (кл. О. Кондиной), занималась в Академии молодых певцов Мариинского театра, была солисткой Центра Пласидо Доминго в Валенсии, сейчас проживает в Израиле. Меццо-сопрано Сильвия Тро Сантафе из Испании. Тенор Дмитрий Корчак окончил Академию хорового искусства им. В. Попова (класс Д. Вдовина), ныне живет и работает за рубежом. Бас Мирко Палацци из Италии. У всех красивые оперные голоса, и у каждого сложилась зарубежная карьера. Но всех певцов объединил вокальный кудесник Россини — все они прошли школу Россиниевского фестиваля и, естественно, Альберто Дзедды.

Бас Мирко Палацци
Бас Мирко Палацци

Пели в Мессе стилистически точно, без какой-либо форсировки, голоса их красиво и легко звучали в сольных номерах, естественно и гармонично сливаясь в дуэтах и ансамблях с оркестром и хором. Оркестр был выразителен и ритмически точен, интонационно чисты медные и духовые группы, кантиленно убедительны струнные.

Полностью растворился в музыке Россини хор, радовала его безупречная вокальная линия, естественность переходов от piano к forte, сколько в его пении было оттенков и красок, и тоже никакой форсировки при forte. Всё естественно и гармонично с соблюдением баланса в звучании с солистами и оркестром. Каждый номер Мессы был исполнен замечательно, но особенно хочется выделить соло Корчака Domine Deus, дуэт О. Сендерской и Сильвии Тро Сантафе с оркестром и солирующей арфой, оркестровый номер Preludio religioso и финал Agnus Dei с солирующей испанской певицей Сильвией Тро Сантафе.

Дуэт О. Сендерской и Сильвии Тро Сантафе с оркестром и солирующей арфой
Дуэт О. Сендерской и Сильвии Тро Сантафе с оркестром и солирующей арфой

Более чем достойное завершение фестиваля РНО и настоящий праздник россиниевской музыки, который пока случается в России только с приездом Альберто Дзедды. Будем снова ждать его. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко обещает, что весной будущего года маэстро продирижирует «Севильским цирюльником».

Настоящий праздник россиниевской музыки
Настоящий праздник россиниевской музыки

Елизавета ДЮКИНА, NEWSmusic.ru