Alissid Jazz: невиданный цветок или sapienty sat

Концерт в клубе Союз композиторов показал Alissid Jazz как диковинный, экзотический цветок, который распускается, переливаясь при разном освещении разными цветами.

Alissid Jazz, подобно хамелеону, меняет расцветку, раскраску и звучание в зависимости от внешних условий. Эта группа очень непростая. При всей простоте музыкальных идей, результат архисложен. Он способен «снести крышу», но может и вообще не быть воспринятым. Их бесполезно пытаться понять головой, потому что, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, состыковать архипелаги звуков и идеи, которые переплавляют в себе Alissid Jazz, нереально. С ними просто нужно оказаться на одной волне, попасть в струю, влиться в поток звуков и междометий, которыми говорит их музыка. Как говорится, «sapienty sat».

Alissid Jazz
Alissid Jazz

В звукосплетении Alissid Jazz много ударных: собственно ударная установка, перкуссия, виброфон. И это правильно: в такой музыке должно быть много звуков, щорохов, подзвучий, дополняющих один другой, вплетающихся не только в подложку, но и формирующую в конце концов саму тему композиции. Должна быть прокачка, должен быть грув. Неспроста эта музыка имеет медитативный характер, который снимает нагрузку с мозгов, перенося восприятие на более глубинный, почти животный уровень.

Alissid Jazz
Alissid Jazz

На «People Say» c ритмикой боса-новы и красивым полнозвучным звучанием солистка группы Катя Кандалина наконец-то показывает себя как блюз-роковую певицу. «Alissid Jazz» позволяет ей побыть актрисой, поиграть на сцене, используя голос так, как вряд ли где-либо ещё, но ведь в арт-джаз Катя пришла из блюз-рока! Там её корни!

Медленная «Tapes On Trees» со сложным нагнетающим ритмом и прокачивающими басами невольно заставляет совершать в такт движения головой и другими частями тела. Чёрное боа на шее Кати вибрирует под музыку, совершая замысловатые кульбиты. Группа играет стандарты так, как она их слышит. От оригинального звучания часто не остаётся камня на камне. Мягкая сладко-тягучая «Summertime» становится резко-электронной. «Blue Moon» изменена почти до неузнаваемости, приобретает непривычную окраску и начинает играть новыми цветами.

После нескольких русскоязычных композиций звучит монументальный «Hunter». Перекличка женского и мужского вокалов, стоны саксофона основателя группы Элиса… и зал вместе с музыкантами фактически впадает в транс. Это то состояние, которое невозможно записать, это то, что можно пережить только на живом концерте.

Гибридность, отсутствие ясности и привязанности к конкретному стилю, импровизационное музицирование, микс всего и вся дают ощущения нереальной свободы и чего-то космического, дают волю беспредельному полёту фантазии. Каждое живое выступление несравнимо с другим. Малейшая неровность исполнения спонтанно рождает узел для нового ветвления. Вот он, момент появления изюминки! А ведь не все слушатели осознают, что оказались в том месте, где происходит акт творения. Причём, это не импровизация в джазе или в блюзе, где, по большому счёту, всегда есть рамки, где круг так или иначе должен замкнуться. Здесь полная свобода. Здесь нет границ.

И даже, казалось бы, похожие, отработанные десятками исполнений импровизации дают от раза к разу разный саунд. Версии «нетленок», прошедших многолетнюю обкатку на концертах группы и исполняемые сейчас, – результат длительной эволюции. Это не значит, что периодически выпускаются полуфабрикаты.

Творчество – это бесконечный поиск. И в каждый момент этого поиска рождается самоценный продукт, который, вполне может статься, уже никогда не повторится, а на следующем выступлении родится ещё более невиданный цветок, и так до бесконечности.

Андрей ОРДАЛЬОНОВ, NEWSmusic.ru
Фото - Елена ШЕРШОВА, NEWSmusic.ru