Итоги Радио-года 2009 (ч.2): Каких форматов пока не хватает?

Пару недель назад мне позвонил один хороший знакомый, продюсер одного успешного музыкального коллектива. Он договорился с одним модным клубом о том, что поможет им создать радиостанцию имени себя.

Начало материала читайте здесь.

«Я придумал! Это будет круто! Такого ещё не было!» – кричал он. На мой вопрос, что же это за формат такой востребованный будет, он продолжал: «Там будет David Guetta, Bob Sinclair и все крутые европейские диджеи». Я поинтересовался, не кажется ли ему, что этих артистов и так хватает в эфире, ведь они звучат везде от и до. На что он с полной уверенностью ответил «Нет, всё это фуфло. Мы будем делать хитовую станцию!»

Я решил посчитать, сколько радиостанций в Москве крутят «хиты». Хит ФМ – уже по названию. Европа Плюс - слоган «Топ нон стоп» выдаёт содержание эфира. Love Radio, ориентированное на модные и популярные песни. NRJ/ENERGY - слоган Hit Music Only. Первое Популярное - заявленный формат Топ40. Радиостанция 98 хитов (Кино ФМ). Радио Алла - «Только Звёзды в Новом Сезоне». Бест ФМ, Радио Карнавал - со схожими концепциями, основанными исключительно на хитах. И это не считая направленных на музыку формата golden hits радиостанций Ретро FM, Кекс FM, Авторадио и т.д. и т.п.!

Кто же будет открывать новые имена, если все пытаются удержать аудиторию только на известных?

Кто же будет открывать новые имена, если все пытаются удержать аудиторию только на известных? Конечно, Интернет. Популярными стилями для старта новых артистов являются рок, клаб и хип-хоп? Тогда добро пожаловать на Наше радио, Максимум, DFM, ЮFM, Рекорд или Свежее радио!

«Хитовый» перекос усугубляется ещё и повсеместным использованием гениального сайта Moskva.fm. С его помощью редкое новое может быстро войти в моду, а иногда наоборот – остаться в рамках эфира одной радиостанции. Всё меньше чувства, всё больше расчёта.

ТЕНДЕНЦИИ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Одно из самых увлекательных занятий сейчас – следить за обменом кадров ВГТРК и РМГ. Покинувшие стены РМГ и перешедшие в ВГТРК перетягивают за собой кадры, и наоборот. Обойдёмся без имён, они и так всем известны.

Второй самой яркой тенденцией является выход новых радиостанций на арендуемых у владельца частотах. На FM-частотах Александра Лебедева вышли радиостанции ВГТРК (ЮФМ 94.0) и РМГ (Добрые песни 94.4), на частоте Олега Лобова запустился проект ВКПМ (Вояж FM 96.0). Насколько долгосрочными будут эти проекты – покажет время. Хотя оно уже успело показать недолговечность договора между ВГТРК и совладельцем частоты 94.0 FM. Джентльменский договор о ретрансляции просуществовал всего год. Радиостанция «ЮFM» как появилась неожиданно на 94.0 FM, так и покинула эту частоту, вернувшись на свои исконные 68.84 УКВ и 153 ДВ.

Постоянно теряющее аудиторию аналоговое вещание пытается всячески удержать своих слушателей в сети Интернет.

Постоянно теряющее аудиторию аналоговое вещание пытается всячески удержать своих слушателей в сети Интернет. Пионером этого движения, по примеру французских аналогов NRJ Group и Lagardere, стал портал www.101.ru, принадлежащий ВКПМ. Здесь любимую радиостанцию можно послушать в нескольких стилевых и тематических подборках: или только рок, или только дэнс, или только разговорный материал. Не отстаёт от этого проекта опция на сайте www.loveradio.ru, а также новый проект РМГ www.station.ru, где представлены основные радиобренды в нескольких стилистических вариантах.

Подробнее о вариантах развития радиовещания в Интернете нам рассказал бренд-менеджер проекта www.101.ru Павел Лагутин:

- Сейчас меняется отношение к самой идее интернет-радио. В настоящее время под цифровым радио большинство людей понимает сайты-ретрансляторы популярных FM-радиостанций. Но сейчас крупные медиа-холдинги обратили свое внимание на то, что интернет дает гораздо больше возможностей для радио, чем традиционные каналы связи, и начинают развивать самостоятельные проекты. Постепенно интернет-радио начинает жить своей, независимой жизнью. Тенденция будущего – цифровое радио вытеснит аналоговое. Цифровым радио начинают заниматься профессионалы радиовещания: продюсеры, музыкальные редакторы, информационные редакторы. Повышается социализация: сайты цифрового радио перепрофилируются в отдельные, или вливаются в уже существующие порталы. Людям создают максимум возможностей для времяпровождения на таких порталах: общение, новости, интерактивные конкурсы, блоги и т.д. Проект “101.ру” по-прежнему не имеет весомых конкурентов на территории России. Cайты-«конкуренты» - или ретрансляторы, или узкоспециализированные проекты, или проекты с малыми возможностями в плане профессионального роста. Было бы некорректно сравнивать нас с кем бы то ни было. Из нового на нашем портале - появилась рубрика «101.Exclusive»: мы первыми выкладываем клипы, которые артисты предоставляют нам. Это могут быть и уже известные артисты, и молодые. Нам важно исключительно качество материала. Оценки ставят зрители путем комментариев. В процессе подготовки - собственная лента новостей российского и зарубежного шоу-бизнеса. Поскольку 101.ру является частью холдинга «ВКПМ», у нас есть возможность аккумулировать на одном портале весь новостной контент, который генерируется нашими информационными службами. Недавно мы начали выходить «в народ». Музыкальные вечера 101.ру каждую пятницу проходят в к/т Формула Кино Европа. Готовится к запуску проект по раскрутке новых звезд. Это сервис, который позволит молодым исполнителям бесплатно выставлять на суд простых слушателей и профессионалов свою музыку или видео. Сейчас в нашей базе примерно 6000 треков молодых исполнителей. И это при том, что проект еще не запущен! Надеемся на удачный старт. Сейчас наша аудитория выросла примерно на 10 процентов и стала превышать 900.000 человек в месяц.

Воистину, радио переживает перерождение! Интернет-каналы, цифровые магазины, подкастинг... Но всё равно никто никогда не заменит прямого эфира – экспертного мнения, беседы в прямом эфире, горячих новостей с места события или эксклюзивной музыкальной премьеры и интервью, которые можно послушать не дома через Интернет, а на даче на шашлыках.

СПОРТ И БИЗНЕС

Обратим внимание, наверное, на самую главную и повсеместную тенденцию – спортивное вещание. Уже мало созданных профильных радиостанций Радио Спорт (Москва, 93.2 FM), Радио Зенит (С.-Петербург, 89.7 FM) и вышедшей недавно в Киеве на 106.0 Радио Динамо. Эфиры музыкальных и ток-станций всё больше наполняются спортом на фоне грядущего перепрофилирования государственного телеканала Спорт в молодёжный Россия-2.

Если ранее рекламные щиты Радио Маяк на улицах города содержали фотографии звёздных линейных ведущих, то теперь основное наружное промо ориентировано на спортивную аудиторию. «Спортивный канал Радио Маяк 103.4 FM» – гласит реклама. Большой процент спортивного вещания присутствует на государственных Радио России и Вести FM. И даже изначально профилированная для мелодичной музыки и новостей МВД «Милицейская Волна» имеет свой вечерний спортивный канал, показывающий очень хорошие результаты.

Мой украинский коллега, заместитель главного редактора информационной радиостанции ЭРА Валерий Кириченко рассказал, как развивается спортивная и селебрити тематика в украинском радиоэфире:

- В радиоэфире Украины появилось больше спорта, точнее, футбола. В Киеве появилось радио «Динамо», созданное при поддержке одноименного киевского футбольного клуба. На самой популярной разговорной станции Украины радио «Эра-ФМ» футбол был и раньше. Но сейчас мы начали активно транслировать матчи Лиги Европы и Чемпионата мира. Благодаря этому «спортивная» аудитория, судя по всему, значительно выросла. Из нововведений - в ближайшее хотим попробовать вести в эфире одновременно два матча. Мы стали приглашать в эфир как ведущих, так сказать, «раскрученные» лица. Если говорить о спорте и футболе, то теперь, на ряду с комментаторами радио «Эра-ФМ» в студии матчи также периодически комментируют известные в Украине спортивные журналисты и комментаторы.

ПУСТУЮЩИЕ НИШИ

Чего стоит ожидать от радиовещания в ближайшее время – какие новые форматы могут появиться?

Не хватает этнической музыки, которая была изначально прописана в лицензии нынешнего Радио Карнавал. Лет пять назад в Москве вещала станция в формате латино – Мегаполис FM, но потом его формат сменили на хаус-музыку.

Давайте посмотрим. Если говорить о музыкальных станциях – конечно, не хватает этнической музыки, которая была изначально прописана в лицензии нынешнего Радио Карнавал. Лет пять назад в Москве вещала станция в формате латино – Мегаполис FM, но потом его формат сменили на хаус-музыку. Какое-то время назад по радиосообществу пронесся слух о скором открытии радиостанции Кавказ FM, идеей которой так никто и не проникся. А мне кажется, проект был бы очень востребован, хотя бы на УКВ. Там же все с нетерпением ждут появления аналога петербургского Радио Ваня, занимающего лидирующие места в регионах вместе с «собратом» Дорожным Радио.

Если говорить о других востребованных тематиках – то, помимо существующего в интернете радио для сексуальных меньшинств www.gay-radio.ru с информацией и музыкой, которая интересна «тематической» аудитории, есть целый понедельник Rainbow Monday на Радио Монте-Карло.

По всей видимости, в Москве не хватает радиостанции, которая вещает на европейских языках – английском, французском, немецком, испанском, итальянском – для тех граждан Европы, которые живут в России или россиян, которые учат языки. Не хватает в Москве заявленных ранее по впоследствии изменённым концепциям – туристического радио, бардовского бадио и простого эстрадного радио, где бесплатно проявить себя сможет каждый желающий.

Впрочем, всё это будет возможно в новой эре цифрового радиовещания. Поживём – увидим!

Начало материала читайте здесь.