«Иван Купала» - «Родина»

«Иван Купала», с момента своего появления в 1998 году, всегда была местом сложения трёх составляющих российской поп-музыки, которые обычно не пересекаются никаким образом. Группа получила и признание критики, и любовь публики. Но, помимо двух типичных составляющих успеха любого коллектива, они оказались и в определённом авангарде музыки, как этнической, так и танцевальной.
Интернет-релиз. Яндекс-музыка, . Жанр: Электронная музыка, современная народная музыка

Дебютный альбом «Кострома», казалось, открыл глаза народонаселению необъятной России на музыкальные корни этого народонаселения, о которых оно и не подозревало. Оказалось, что калинки-малинки и коробочки не имеют никакого отношения к настоящему, так называемому «аутентичному» русскому фольклору. А в деревнях-то пели не о русской душе и бескрайних просторах родины, а о прошедшей молодости, несчастливой любви и воздавали почести языческим богам. Кто бы мог подумать, что этот самый «аутентичный» фольклор окажется не агитпропом и ура-патриотизмом, а самыми что ни на есть человечными поп-песнями.

Но, и на этом группа не остановилась. Откопав золотую жилу в пении бабушек-старушек, основатели коллектива Денис Фёдоров, Алексей Иванов и Алексей Румянцев смогли изготовить из рудной жилы настоящее произведение искусства. Сами они утверждали, что просто пошли по пути Deep Forest, но на самом деле, никогда не звучали, как французские апологеты современной этнической музыки. «Иван Купала» смогли найти тот хрупкий баланс, с помощью которого музыка предков с лёгкостью проникала в сердце современного слушателя. В чём тут секрет, ответить сложно, но определённый социокультурный эффект их музыки отвергать не будем.

Второй альбом коллектива «Радио Награ» принёс группе ещё большее признание у критиков, но такого же шума, как дебютная работа, воспроизвести он не смог. Публика накушалась этники? Вполне возможно. Были ли Фёдоровым, Румянцевым и Ивановым сделаны соответствующие выводы? Думается, что да.

«Иван Купала» - «Родина»
«Иван Купала» - «Родина»
Трек-лист «Иван Купала» - «Родина»:
1 Жито
2 Старый
3Искорка
4 Стол
5Коток
6 Балабай
7Лося
8 Молодец
9Гамелан
10 Родина

Последующее исчезновение на десяток лет можно объяснить именно тем, насколько ограничены возможности их творчества. Группа не имеет возможности выдавать поп-хиты, как печёные пирожки каждые полгода, и объяснения столь долгого перерыва тем, что работа над новым материалом слишком сложна с технической точки зрения, сюда вполне вписываются. Однако, очевиден ещё один момент – группа работала чересчур долго. Настолько долго, что выросло новое поколение слушателей, которое не знает о том, кто такие «Иван Купала». Засим коллектив выпал из мейнстрима, представляя на сегодня интерес исключительно для своей фан-базы и музыкальных критиков.

Тем не менее, работа, в конце концов, была завершена, и «Иван Купала» представил новый альбом, получивший название «Родина».

Открывающая пластинку «Жито» наводит на мысль, что никогда ещё группа не звучала столь похоже на Deep Forest. Однако последующий материал развевает все сомнения в том, что они застопорились в творческом росте. «Старый», выпущенный синглом ещё в 2011 году, мог бы стать абсолютным хитом, если бы наше радио было не столь форматным (а вы слышали эту песню на радиоволнах?). Группа добавила в композицию индийские мотивы, приправив всё это современными ударными, в духе последнего альбома Sade (!!!), и модными электронными звуками. Вот здесь и становится очевидно, что «Иван Купала» никогда и не были последователями Deep Forest и вообще не были последователями кого-либо. Они – совершенно самостоятельный феномен в современной музыке, пусть сами они и опровергают это в многочисленных интервью.

Далее альбом начинает набирать обороты. Обработанные эффектами песнопения в начале «Искорки» напоминают о наделавших немало шума в 70-х вокальных экзерцисах из «What’d I say» Рэя Чарльза. Далее неожиданности возникают повсеместно: восточные дудки в «Стол», дабстеп и драм-н-бейс в «Балабай», трип-хоповый бит в инструментальной «Гамелан», восточно-европейская труба в «Молодец».

Есть и моменты, которые «провисают». Например «Коток», который звучит, как сиквел к «Молодости». К тому же, «Иван Купала» включили между песнями речитативные отрывки, где бабушки рассказывают русские народные сказки. Возможно, это был способ разнообразить запись, а может быть возможность выдержать концепцию альбома. Тем не менее, ничего хорошего из этой затеи не получилось, так как такой перепад в настроении мешает воспринимать альбом как цельное произведение.

В заключение можно сказать и о том, что никакой бурной реакции этот альбом уже не вызовет – сейчас не 1998 год. Скажутся как сегментированность современной музыки, так и неспособность нашего радио воспринимать что-то новое и необычное. Тем не менее, «Родина» – это ещё одно убедительное доказательство тому, что всё новое – это хорошо забытое старое. А самое забавное здесь то, что к концу прослушивания альбома захотелось сравнить запись не с Deep Forest (упомянутым здесь уже три раза), а с пластинкой Мадонны «Ray of Light» 1998 года (вот ведь ирония, группа как раз появилась в этом году). Уж больно авангардно в области аранжировок и по разбросу стилей звучит новая запись этой группы, которую наша публика уже давно списала со счетов.

Оценка: 9 из 10.