Яна Рудковская (ч.4): "Мне помогло то, что я не жила по правилам, принятым в шоу-бизнесе!"

Публикуем окончание большого подробного эксклюзивного интервью Яны Рудковской для NEWSmusic.

Уже были опубликованы первая, вторая и третья части интервью. Сейчас - окончание беседы обозревателя NEWSmusic Вадима Пономарева с Яной Рудковской.

АМЕРИКА БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

- Почему Билан записывает песни в Америке, а Вы не с ним?

- Потому что к работе подключены американские промоутеры и продюсеры, лучшие в мире. Я не должна заниматься этой работой. Я должна выбрать материал. Но спродюсировать звук должна правильная команда профессионалов. Новые англоязычные треки Димы – это просто мега, на мой взгляд! Их слышало руководство музыкальных каналов и некоторые музыкальные критики, - и были восхищены.

Да, на сегодняшний день Билан такой артист, что интересен всем. Приносишь песню, и не надо ничего доказывать или убеждать. Радиостанции только выбирают – на русском языке или английском взять песню. Мне кажется, что Дима уже достиг такого уровня.

У нас сейчас такой момент, когда мы решаем, какой из треков запустить следующим. Есть русскоязычные, и есть неземной красоты англоязычная песня, я в нее просто влюблена в нее.

На международном рынке совсем другие деньги. Timbaland стоит очень больших денег. А ведь Дима Билан – до сих пор еще убыточный проект. Те деньги, которые я вложила в западный альбом, - это большое капиталовложение. Да, такие затраты – рискованный шаг. Но я – рисковый человек. Кто не рискует, тот не выигрывает!

Яна Рудковская и Дима Билан
На сегодняшний день Билан такой артист, что интересен всем

- Основные ставки делаются на англоязычный альбом?

- Да, я хочу зарабатывать законным легальным путем. Хочу заниматься шоу-бизнесом и за границей тоже. Потому что там гораздо интереснее шоу-бизнес, чем тут. Здесь можно спокойно занимать те ниши, которые еще не заняты. Ну как это нет ни одной певицы в стиле r’n’b – самом актуальном стиле в мире! Была бы девочка с вокалом, с энергетикой, с хореографией – и можно было такие вещи сделать!

Мы сейчас работаем с Denis Ingoldsby, который занимался проектом Алсу в Англии, делал «You're My N1» с Э. Иглесиасом, имеет права на альбом «All About us». Именно он поставил «t.A.T.u» в UK хит-парад. Он видит очень большой потенциал в Диме. Сейчас пара клипов Билана крутится на нескольких английских телеканалах, они пока достигли 3 места. Если выйдут на первое, то войдут в UK хит-парад. И это еще старые песни! А ведь эти песни «сложили из того, что было». Я то и дело отвергала аранжировки, говорила – это не фирменная аранжировка, послушайте того-то… Я пачками покупала западную музыку, показывала, как и что.

- Почему для дуэта выбрали именно Nelly Furtado, кстати?

- Выбор стоял еще между Пэрис Хилтон и Beyonce. Хилтон не понравилась Диме, Beyonce стоила нереально дорого. И я еще вдруг поняла, что очень важно, чтобы Билан не потерялся в дуэте. А с Фуртадо Билан смотрелся очень гармонично. У них хорошо сочетаются голоса. Да и не хотелось, чтобы в дуэте кто-то смотрелся звездой, а кто-то на подпевках. Тем более, они дружат. Они познакомились на EMA, и понеслась. У нее есть симпатия к Диме, и есть хороший контакт между ними.

РОЛЬ ПРОДЮСЕРА

- Вы недавно занялись продюсированием и шоу-бизнесом. Поэтому интересен Ваш относительно свежий взгляд на эту профессию.

- У меня от природы развитая интуиция. Если я допустила какие-то ошибки в шоу-бизнесе, будучи в нем еще слепым котенком, то только потому, что я послушала матерых продюсеров. Все ошибки – только от этого послушания. Ведь все, что я делала сама, - было беспроигрышно. Я жила своей жизнью, а шоу-бизнес – своей. Я делала так, как чувствовала. Я люблю различные чарты и рейтинги. Я их изучала, основываясь на ротации Диминых песен.

Мне помогло то, что я не жила по правилам, принятым в шоу-бизнесе. Анализируя свои ошибки и провалы, я окончательно понимаю, что все мои собственные действия были правильными. А все ошибки – это решения, принятые по совету опытных людей из шоу-бизнеса, с которыми я советовалась на начальном этапе. Да, у меня были ошибки.

- Это интересно. Перечислите эти ошибки, если можно.

- Как-то я заказала танцевальный трек композитору Роману Бокареву. Очень дорогой композитор, написавший «На берегу неба», «Это была любовь» и другие песни. Он присылает мне песню. А я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, и слух у меня неплохой. Я слышу, что он прислал мне минорную песню в качестве танцевальной, и он доказывает, что это хит. Не мажорную, а минорную. Мы тогда с Димой послушали и согласились, подумали, что он потом напичкает «рыбу» разными фишками. Я купила эту песню «Ты приснилась мне» за очень приличные деньги – можно было купить четыре трека Лунева за такие деньги. А в результате даже не поставила песню в альбом! Она не соответствовала требованиям. Это первая ошибка.

Вторая ошибка. Вполне можно было избежать сложной ситуации, когда мы снимали клип для Евровидения. Этот клип пришлось снимать за два дня. Но никто не сказал нам, что одним из требований было предоставить концертное выступление – чтобы режиссер имел представление, кто и как будет располагаться на сцене. А клип можно было сделать любого формата.

- В России продюсер может делать бизнес?

- Делать можно, но какой бизнес? Посмотрим, что произошло с t.A.T.u. Они стали мегапопулярными в мире. В Италии, Англии, Америке, Японии все с ума сходили. А сейчас все потерялось. Думаю, причиною стали неправильные действия продюсера, Вани Шаповалова. Продюсер не имеет права на ошибку. Артист ему доверяет.

- Само понятие продюсер в российской специфике совсем иное, нежели в остальном мире.

- Конечно! Я совместила в себе саунд-продюсера, пиар-менеджера, international менеджера на тот момент, и к тому же еще продюсера.

Вот еще история из Евровидения. Помимо работы на репетициях, я еще окучивала пресс-центр. Смотрю, они как-то скептически к нам относятся. Ну, Билан и Билан. Я договорилась с руководством пресс-центра, и на следующий день, когда все утром пришли – у всех компьютеров была заставка с Димой Биланом, на всех стойках – буклеты и подарки от Билана. После этого отношение к нему резко переменилось. И даже у букмекеров ставки Билана поднялись значительно, на фоне слухов о том, что у Билана какой-то нереальный менеджмент.

Диме не хватило английского языка. Не хватило поддержки рекорд-компании. Если бы это было, мы бы выиграли. Я там делала все – и окунем, и соколом. Но заменить профессиональный менеджмент невозможно. Его надо делать.

Филипп Киркоров и Яна Рудковская
Филипп Киркоров и Яна Рудковская: взаимопонимание есть!

- Это же проблема представительств мейджоров в России. Gala Records – это же представитель EMI. Почему они не поддержали Билана?

- Потому что они не имеют достаточных средств. Они не зарабатывают в России большие деньги. С того же Билана они имеют процент от реализации, процент от продажи рингтонов, реалтонов. В тот момент, когда мне была нужна их помощь, мы были недостаточно знакомы.

Александр Блинов – очень порядочный человек, я его уважаю. Он помог, чем мог. Не Sony-BMG, на которое я сильно надеялась, и с ним был почти подписан контракт. Не вялотекущий Universal. Я вообще не понимаю, чем они живут! У них нет ни одного артиста, они не продюсируют их. Они живут продажами западных альбомов.

Gala Records выглядит на их фоне куда разумнее. У них хотя бы есть свой артист – МакSим, в который они вложили свой бюджет и раскручивают его. И МакSим, между прочим, почти нагоняет Диму Билана по продажам. И по рингтонам мы идем одинаково. И это еще год назад почти никому не известная девочка.

Все дело в пиратском рынке. На Западе больше всего денег артисты и менеджмент зарабатывают на продаже пластинок. Потом идут концерты, потом заказники. А у нас – прямо противоположная ситуация. Дима никогда вообще не получал денег за альбомы как исполнитель. Он вообще не знал, что это такое.

Скажу честно, за последние три месяца ко мне приходит множество артистов, которые просят заняться их продюсированием. Среди них – известные люди. Мне обещаются золотые горы, самые выгодные условия. Я пока ни в кого не поверила.

- Что скажете о перспективах России на «Евровидении-2007»?

- Я сейчас помогаю Диме Колдуну. Стала фанатом Евровидения. Поеду на него от белорусской делегации. И я верю в Диму Колдуна, считаю, у него неплохие шансы. Наверняка он войдет в пятерку лучших. Насчет группы «Серебро» воздержусь от комментариев.

И ведь у нас было подано всего семь заявок! В прошлом году были известные опытные артисты, а в этом году выбор совсем узок. И что? В этом году решили, что второй раз посылать одного и того же артиста на «Евровидение» несолидно. А почему? Это же говорит о стабильности шоу-бизнеса в стране.

Я хочу попробовать плотно поротировать англоязычные треки Билана здесь. Начали мы с "Number One Fan". Мы не должны отставать от всего мира. Иностранцы недоумевают, когда слышат наш хит-парад. Неужели у вас это популярно? - спрашивают они.

- У нас своя специфика и свои вкусы.

- Да, но ведь нам тоже нравится Justin Timberlake, Nelly Furtado, Pussicat Dolls. Их песни быстро поднимаются на вершины чартов наших радиостанций.

ЭКОНОМИКА ПРОЕКТА

- Говоря, что проект Билан убыточен, необходимо уточнить, как подсчитывается баланс? В отличие от привычного ежегодного инвестирования, вы считаете проектное инвестирование?

- Я не могу планировать строго по проекту. Например, мы заключили недавно контракт на 1 млн долларов с компанией Глория Джинс. Я отказывалась от многих рекламных контрактов, потому что хотела один, но на большую сумму. И мы договорились. Платежи по контракту идут траншами, строго по выполнении очередного пункта.

Я понимаю, что Дима Билан может зарабатывать не только, как артист. Можно зарабатывать на его имени, на рекламе. Нам предлагали рекламные контракты итальянские марки одежды. Я вбрасывала эту информацию в прессу сознательно. Потому что понимала, что рано или поздно найдется компания, которая захочет заплатить много. Потому что очень многие хотят одеваться, как Билан, и выглядеть, как он. И появилась Gloria Jeans, которая пригласила ведущих дизайнеров таких марок, как «diesel», “Esprit”, “Guess”, Надеюсь, мы в этом году заработаем этот миллион. Пока еще идут процессы подписания актов приемки-передачи роликов, деньги только начинают поступать. Но ситуация уже поменялась. Потому что никто в России раньше контракты на миллион долларов из музыкантов не подписывал.

- То есть Вы не планируете вложить в проект Дима Билан за календарный год, условно говоря, полмиллиона долларов?

- Таких цифр не может быть в отношении такого артиста, как Билан. Гораздо больше! Я поверила в этот альбом. Надеюсь, что он продастся очень большим тиражом в мире. Хотя в немалой доле это будет зависеть от той рекорд-компании, которую мы выберем для выпуска альбома. И мне приятно, что выбор за нами. Сейчас уже идут переговоры с тремя рекорд-компаниями.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОФИСА

- Поскольку Вы занимаетесь сразу многими вещами, то интересно узнать, как устроена работа Вашего сайта?

- Когда Ковригина уничтожила сайт Билана, я сделала новый. И по крупицам восстанавливала ту информацию, что была на прежнем сайте. Конкурентами сайта по посещаемости были сайты Земфиры и Кипелова. Посещаемость старого сайта максимально достигала 1500 человек в день. В период Евровидения посещаемость нашего сайта была около 50 тысяч человек в день, сейчас – 8-10 тысяч. Это серьезная цифра, ведь сайт посвящен только одному артисту. Но мы стараемся сделать сайт интересным, Этим занимается отдельный человек, но раз в неделю мы собираемся на планерки. Я собираю всех, начинаю чертить схемы предстоящей работы. Мы изучаем статистику наших конкурентов и выбираем стратегические решения.

- Как структурирована работа офиса? Кто за что отвечает?

- Офис Димы Билана состоит из структур, которые в совокупности составляют собой единую команду. У нас есть концертный отдел, - концертный директор, администраторы, балет и музыканты. Они все в штате. Работает визажист. Он работает в салоне и, по необходимости, выезжает на мероприятия. Работает пиар-отдел. В него я специально взяла молодых девочек, которые пришли «сырыми». Но я вижу, что они растут! Мне кажется это правильнее, чем брать опытных пиарщиков, которые приходят и гнут пальцы. Понимаете, пиарить Диму Билана – это проще простого. Еще бы его не пиарить, когда каждый день – информационный повод. Необходимо просто грамотно подавать информацию, дружить с изданиями. И есть international пиар-менеджер Саша Титянко, которая занимается только международными контактами. Работает технический отдел, состоящий из технического директора, который отвечает за сайты, чаты, форумы. Есть дизайнер и его помощник. Дизайнер помогает также организовать мерчендайзинг и прочее. И есть офис-менеджер. Разумеется, у меня есть финансовый директор и штат бухгалтеров, юристов.

- Кто задумывает и осуществляет пиар-акции?

- Я и Дима выступаем как генераторы идей. А осуществляем их всей командой.

- Музыкальная студия у вас своя?

- Нет, мы арендуем. Иногда пишемся на Gala, иногда в других местах. Я покупаю песни уже спродюсированными. Хотя я обязательно вмешиваюсь в процесс. И песня будет переделываться, пока мне или Диме не понравится. Например, Лунев переделывал аранжировку «Never let you go» 3 раза. «Невозможное возможно» переделывал 5 раз. Но главное, что мы находим общий язык.

Я не композитор. Но чувствую на слух, что того-то и того-то не хватает, вношу свои коррективы. Дима профессионал и тонко чувствует каждую ноту, сейчас у него сформирован очень правильный европейский вкус. Мы с ним скрупулезно влезаем в процесс каждой песни.

Для русскоязычного альбома у меня каталог уже из 60 песен, из которых 45 – потенциальные хиты. Необязательно все они пойдут для Димы Билана. Я покупаю у разных авторов. Есть молодые наши авторы, есть известные авторы, есть западные авторы.

- Используете ли Вы практику покупки иностранного музыкального материала, с дальнейшим переводом текста на русский язык?

- Мне кажется, что тимбалэндовские треки хороши, но для русскоязычных песен нужно делать кавер-версии этого материала. Мне привозят, конечно, разные треки – и на немецком, и на английском. Мы делаем на них кавер-версии, и отдаем поэтам писать слова на русском. Сейчас уже тендер устраиваем на лучший текст, потому что писать для Димы Билана – это перспективно.

В этом плане нравится Лара Д'Элиа, которая не хочет участвовать в тендере, и сразу пишет 2 варианта, и Дима выбирает. Обожаю Лару и Александра Лунева, работа отлажена, у них еще будет много гениальных треков. Я думаю, они выстрелят не только с Димой, но и другими артистами. То же самое могу сказать про Дениса Ковальского, Виктора Гуревича, Сергея Алиханова, Карена Кавалеряна. С этими людьми нам повезло. На фоне своего таланта у них была потрясающая вера в успех Димы, и я благодарна им за это. В альбоме «Время-река» каждая песня прожита как Димой, так и мной, от начала и до конца. Этот альбом в нашей жизни был самым трудным, а эти люди и их талант стали частью Диминой жизни. С каждым из них связан целый этап творчества.

- Кто координирует работу с артистом? Хореография, занятия вокалом…

- Хореографией с Димой до последнего времени занимался Гари Ллойд, он ставил номера для Anastasia, Madonna, Kylie Minogue, N’Sinc. У него своя особая школа, он не ставит специальных движений. Он берет любимые движения самих артистов, координирует их, соединяет с текстом, облагораживает. Дима не занимается хореографией постоянно. Когда едет в Англию – берет уроки. Вокалом с ним занимается дочка Cedrix, и она говорит, что Дима поет на английском без малейшей доли акцента. Уже четыре раза по десять дней он брал у нее уроки. Сейчас мы думаем устроить видеоконференцию, чтобы она они могли видеть друг друга, и она могла давать советы, когда он находится в Москве.

Дима сейчас придумывает сам очень многое. Например, Тимбалэенду очень понравилась ему задумка петь в самом начале трека: ди-ай-эм-эй! То есть, Dima. И фишку с переодеванием под видео на концерте в Лужниках тоже придумал сам Дима. Он брызжет идеями. И мне очень приятно с ним работать. Потому что вместе с ним расту и я.

Первые шаги с Димой были сделаны мною правильно. Если мы не сбавим темпа, то думаю, что все у нас получится.

Начало беседы: первая, вторая и третья части.

Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Foto.NEWSmusic.ru