Вадим Пономарев

13/05/2024 - 03:36   Classic   Интервью
Дирижер и альтист Юрий Башмет ответил на полях XVI международного музыкального фестиваля Башмета в Ярославле на вопросы журналистов.

Получилось живое и непринужденное общение, в ходе которого Юрия Башмет рассказал об уважении к нотам композиторов, лучших исполнителях Фортепианного концерта Шнитке, воспоминаниях о Рихтере и непосредственных впечатлениях, полученных им в ходе Ярославского фестиваля.

Юрий Башмет в Ярославле
Юрий Башмет в Ярославле

Про снег во время майского фестиваля Башмета в Ярославле

Да, было такое. Открывали фестиваль с сугробами в музее-заповеднике. Это был опен-эйр, причем в день концерта было тепло, а снег растаять не успел, и повсюду были сугробы. Помню, лет двадцать назад ходил на первомайскую демонстрацию в Москве, и на нас сыпало хлопьями снега.

Про отношение к Дню Победы

Именно тут, в Ярославле, я впервые пошел на акцию «Бессмертный полк» с портретом своего дедушки. Тому, кто придумал эту акцию, надо памятник при жизни поставить. Это невероятные ощущения. Мы добрались до какого-то архива в Одессе, и выяснилось, что у моего дедушки были разные награды, медали, и даже орден третьей степени. Он служил в пехоте. Ему говорили: «Ефрейтор Башмет, запевайте!», и он с характерным еврейским акцентом запевал: «Выходила на берег Катюша»… Это я купил первую видеокамеру, поставил ее и записал, что он рассказывал. Два часа театра одного актера. К сожалению, эта VHS-кассета где-то затерялась, не знаю, что с ней.

А праздную я День Победы сегодня концертом. Казалось бы, все знают первый фортепианный концерт Чайковского, и Прокофьева, и Рахманинова знают, хотя «Остров мертвых» исполняется крайне редко. Такой концерт требует огромной концентрации, и больших душевных и физических затрат. Солисты такие, что сильно заигранные произведения играют все равно по-своему. Талантливые.

Про уважительное отношение к текстам композиторов

Например, Боря Березовский не слышит пафоса в Первом концерте Чайковского. Он ориентируется на первую версию Чайковского, где прописано арпеджиато, лирика. Всем известна другая версия, но Боря ближе к первой. Оркестровка, конечно, все равно поворачивает в другую сторону… Он очень послушно относится к оригинальному тексту. На этом мы с ним сошлись на Рахманинове, он «не лимонит». Чем ближе к тексту и меньше отсебятины, тем больше великая музыка выигрывает. Шопен, как один из гениальных примеров. Поэтому мне нравится из записей Второго концерта Рахманинова пианист Рудольф Керер, он играет очень строго и близко к самому Рахманинову. Мы же знаем, как играл сам Рахманинов. Мне-то сначала, на первом курсе, казалось, что Рахманинов играет свою музыку сухо, строго, как бы между прочим. А с годами я понял, что это оно и есть, настоящее искусство.

Вадик Репин влюблен в музыку Прокофьева. И он сейчас в прекрасной форме. И достаточно посмотреть на лица музыкантов. Коля Саченко хоть сейчас может выйти и солировать в этом концерте Прокофьева. И я вижу, каким глазами он смотрит на солирующего Репина, это дорогого стоит. Они гордятся, что у них такой лидер. Каждый же, кто учился играть на скрипке, видел себя минимум Ойстрахом или Паганини. Но не у всех получилось. И такое признание дорогого стоит.

О своих впечатлениях от ярославского фестиваля

На каждом фестивале, а это уже шестнадцатый, я узнаю новые города. Это большое достижение для меня. Меня по-прежнему по-детски продолжает восхищать, что в каком-то маленьком городе или деревне я выхожу как Маккартни или как Леннон: я ничего не начал играть, выхожу на сцену, а там гром аплодисментов. В этом году впервые побывал в Пречистом. Там маленький зал, и невероятная охрана. В одном здании и ДК, и музыкальная школа. Так перед входом в ДК человек шесть охраняют, а за углом вход в музыкальную школу и нет никого. Хочешь, входи, хочешь, выходи. Зато потрясающий прием, люди ждут и готовятся, море цветов… Благодаря фестивалю я перестал заботиться об аплодисментах между частями произведения. Меня радует, когда их нет, и не расстраивает, когда они есть. Кабалевский говорил, что когда их слышит, то радуется, потому что у него появился новый слушатель.

Мне в первые годы было очень боязно и нервно выступать в Германии, особенно в том зале, где проходил конкурс, на котором я победил. Память-то сохраняется. Нервно почему? Играешь сонату, переворачиваешь страницу нот, - и краем глаза видишь, что в первом ряду все тоже переворачивают страницу. У них то же издание, и они читают ноты, и контролируют. Зато в Италии таксисты поют. Ведет машину, и поет. Либо итальянскую оперу, либо «Сан-Ремо». А в Японии у меня был шок: я сыграл, и полная тишина. И вся публика одинаковая: белые рубашечки, в галстуках. А потом, через большую паузу, практически одновременно — грохот аплодисментов. Кто им подает знак? А в Тбилиси «Солисты Москвы» сели в автобус, и не заводя мотора, он начал двигаться. Оказывается, зрители облепили автобус, подняли и понесли на руках от восторга.

Про Гия Канчели

Задолго до «Стикса» он сочинил Литургию, и посвятил в том числе мне. Это такой высококачественный Канчели. Так же, как «Стикс», только без хора.

О фортепианном концерте Шнитке и его исполнении Ксенией Башмет

Если придти дирижировать чужим оркестром, такое произведение требовало бы не одной репетиции. Там есть сложные размеры. Но этот состав «Солистов Москвы» знает его практически наизусть, мы его много раз играли с большим количеством солистов. Прекрасно играли Вася Лобанов, Алекс Слободяник, Катя Сканави, Даниил Трифонов, много солистов. Все, что мы играем с Ксюшей, мне очень удобно. Но этот концерт она чаще, чем все другие солисты, играла с нами. И она очень любит этот концерт, он у нее настолько в пальцах, что она может выйти без репетиций и сразу сыграть. Пожалуй, первенство в исполнении этого концерта я отдам Володе Крайневу, которому посвящен этот концерт. Я играл его с ним один раз, и было ощущение, что он сам сочинял его вместе со Шнитке. И сразу за ним — Ксюша, а потом уже все остальные.

Святослав Рихтер и Ксения Башмет. Фото из личного архива Юрия Башмета
Святослав Рихтер и Ксения Башмет. Фото из личного архива Юрия Башмета

У меня сохранилась фотография Ксюши в пять лет. Она в таких рейтузах, к ней склонился Рихтер, и они играют в четыре руки у нас дома. В этом возрасте она уже сочинила несколько пьес. Одна из них называлась «Дождик», такой детский минимализм. Но слушаешь ее, и представляешь себе капли дождя. Рихтер, когда прослушал, попросил ее сыграть еще раз, хотел запомнить. И вообще Рихтер любил с ней играться. Надо репетировать, а она: «Ой, Рихтер, что-то ты давно не приходил!» И он идет к ней в комнату, сидит на полу, и пирамидки какие-то собирают.

О планах расширения Ярославского фестиваля

Не буду раскрывать никаких секретов. Но мы хорошо пообщались с ярославским губернатором, и у нас большие планы по расширению фестиваля. Он очень положительно к этому относится. Мы поговорили о том, что Ростов Великий немного запущен, он сказал, что знает и будет делать. В августе у нас будут концерты в филармонии Ярославля. Мы хорошо пообщались, и надеемся, что сделаем рывок.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО и личный архив Юрия Башмета

09/05/2024 - 14:13   Classic   Концерты, Между жанров
В рамках XVI международного музыкального фестиваля Юрия Башмета в Ярославле прошел показ музыкально-драматического спектакля «Соборяне» с участием камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Спектакль поставила и играет в нем одну из главных ролей актриса «Мастерской Петра Фоменко» Полина Агуреева. Это совместный проект театра имени Гоголя и камерного ансамбля «Солисты Москвы», дирижирует которыми их руководитель Юрий Башмет.

Спектаклей по роману Николая Лескова «Соборяне» можно по пальцам пересчитать. Язык тяжелый, действия как такового нет вообще, зато разговоров очень много. В театре режиссеров вроде Романа Виктюка или Евгения Каменьковича, а теперь вот и Полину Агурееву, роман привлекал дискуссией между условными либералами и консерваторами. Можно ли найти между ними компромисс, те ли они, кем кажутся, и как поведут себя в критические, переломные моменты жизни?

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Герои спектакля ведут свои многочисленные диалоги, располагаясь на мостках изломанной формы, будто на привычных буераках российских дорог. Здесь они купаются (в театре Гоголя была вода, а в Ярославле ее заменили на дым), ссорятся, проповедуют, признаются в любви. Да, они делают это слишком экспрессивно, будто итальянцы. Да, большой массив текста приходится проговаривать впроброс, что еще более затрудняет его понимание. Но они искренне увлечены этим процессом.

Протоиерей Савелий (Илья Шакунов), его жена Наталья (Полина Агуреева) и священник Захария (Максим Литовченко)
Протоиерей Савелий (Илья Шакунов), его жена Наталья (Полина Агуреева) и священник Захария (Максим Литовченко)

Типажи вполне узнаваемы. Основательный протоиерей Савелий в исполнении Ильи Шакунова проповедует мысль о том, что любовь невозможна без жалости, и по доносу условного либерала лишается сана, но пойти на компромисс со своими принципами не готов. Его жена Наталья в исполнении Полины Агуреевой — воплощенная женственность, любовь к мужу и желание родить детей поглощают ее всю. Рядом бродит глуповатый и непримиримый к любым вольностям дьякон Ахилла в исполнении Алексея Вертков. В другом углу прозападно настроенный учитель Варнава в исполнении Антона Лызо бормочет о том, как в России все плохо и надо уже вот-вот переезжать жить на Запад… Ну, Вы поняли. Все злободневно.

«Солисты Москвы»
«Солисты Москвы»

«Солисты Москвы» сидят в одеяниях вроде рясы позади на приподнятом подиуме. Музыку написал композитор Владимир Воронов, и она представляет собой попурри из переиначенных классиков. Кто-то упрекнет за вторичность, но музыка-то идеально подходит к этому действу из разговоров о главном на фоне собственного неустроенного быта. Тем более, что «Солисты Москвы» под чуткой рукой маэстро Башмета интонируют тонко и чувственно.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Марина КОЗЛОВА

06/05/2024 - 04:19   Mix   Концерты, Интервью, Этно и world-music
Знаменитая на весь мир тувинская этно-группа «Хуун-Хуур-Ту» выступила в Ярославле на фестивале Юрия Башмета, и дала небольшое интервью.

Более 30 лет этой уникальной тувинской группе, но она по-прежнему в форме, и дает восхитительные концерты. Один из них состоялся в Ярославской филармонии в рамках фестиваля Юрия Башмета.

«Хуун-Хуур-Ту»
«Хуун-Хуур-Ту»

Главное, что стоит отметить: лидер «Хуун-Хуур-Ту» Кайгал-оол Ховалыг в отличной вокальной форме, хотя и все четверо участников квартета поют превосходно. Группа показала крепко сбитую программу из народных и авторских песен в оригинальных аранжировках. То и дело музыканты брали в руки игил, варган, Радик Тюлюш предпочитал флейту шоор, всеми перкуссиями и барабаном кенгирге заведовал Алексей Сарыглар, а конферансом в виде переводов песен занялся Саян Бапа.

«Хуун-Хуур-Ту»
«Хуун-Хуур-Ту»

Что касается горлового пения, то квартет представил почти все виды тувинских вокальных техник: хоомей, каргыраа и сыгыт. Это сочетание глубокого дыхания и расщепления звука вплоть до очень высоких нот. Звуки, вводящие в состояние медитации и отрешения.

Зрители Ярославля приняли концерт с огромным воодушевлением, - невероятно долгие аплодисменты, зал вставал в восторге. Так что без биса не обошлось, и было заметно, насколько музыканты «Хуун-Хуур-Ту» тронуты столь горячим приемом в городе, где никогда прежде не выступали.

О текущем состоянии дел в группе рассказал флейтист и вокалист Радик Тюлюш.

Радик Тюлюш
Радик Тюлюш

О нынешних концертах «Хуун-Хуур-Ту»

Если говорить про последние 10 лет,то за рубежом у нас было много гастролей. Потом начался Covid, и все приостановилось. Сейчас потихоньку начинает возобновляться. Вот, приехали на фестиваль Башмета в Ярославль. В целом, гастроли по России у нас насыщенные сейчас. Что касается зарубежных гастролей, то пока все сложно, это связано с положением в мире. Ищем какие-то другие пути. Приглашения есть.

Об истории группы

Группа существует уже 31 год. Основана была в Кызыле, республика Тува. Начинали немного в другом составе, чем сейчас. Последние 10 лет играем именно в нынешнем составе. Это начиналось как ансамбль «Тыва», он до сих пор существует, в конце 80-х. Из него выросло множество других ансамблей и сольных исполнителей. И в том числе группа «Хуун-Хуур-Ту», которая с 1993 года начала свою карьеру не только в России, но и за рубежом.

О национальной идее

Тут и костюмы, и народные инструменты, и горловое пение, - все пронизано тувинским фольклором и наследием наших предков. Это традиции, устное народное творчество, песни. Мы возникли из народного творчества, мы не были искусственно созданным ансамблем под какие-то задумки. Сейчас в Туве много ансамблей и исполнителей народной песни, они активно гастролируют и успешно выступают.

Об инструментах

Инструменты у нас очень разнообразные — смычковые, щипковые, ударные. Основной наш инструмент — игил, он струнный, в переводе «ии» - это два, «гл» - это струны, а вместе — две струны. Это двухструнный инструмент. Есть бызанчи — смычковый четырехструнный инструмент. Есть четырехструнный дошпулуур. Есть большой барабан кенгирге, различные перкуссии, варганы в том числе. Есть вертикальная флейта шоор. И горловое пение, конечно.

Об обучении молодежи и мастер-классах

Лично у меня достаточно часто проходят мастер-классы по горловому пению и инструментам. Есть выездные мастер-классы, где желающие приезжают в Туву и обучаются. На дому мы не преподаем, раньше не было времени. И за рубежом мы довольно часто даем мастер-классы. В высшие музыкальные заведения нас не приглашают как постоянных преподавателей, потому что у нас нет большой педагогической практики. Но иногда в вузы приглашают для мастер-классов. Каждые три года мы проводим в Туве симпозиумы по народному горловому пению, в этом году в августе будет большой симпозиум-конкурс, приуроченный к нашему юбилею, и наш большой концерт. Нам помогает Центр развития тувинской культуры и наше министерство культуры. На днях пройдет детский конкурс, а в августе — взрослый конкурс, и уже пришло очень много заявок на него.

Сколько времени нужно для обучения горловому пению

По разному. Кто-то может сразу запеть, кто-то годами обучается этому. Все очень индивидуально. Самое главное — музыкальность. Человек должен быть готов имитировать звуки природы, осознавать это. Образования для этого не нужно.

О чем поете

О человеческой судьбе, о любви к родине, к матери, к любимой девушке, к коню. О солнце и природе. Тувинская культура — культура кочевников, и у нас многое взаимосвязано. Охотничьи и пастушьи песни. Обычные человеческие истории. У нас выражено скорее светское, нежели религиозное искусство. Кайгал-оол Ховалыг, наш основной певец, сочиняет авторские песни, и слова и музыку. Берем песни сторонних авторов иногда. Но в основном это народные тувинские песни.

О нынешних отношениях с Альбертом Кувезиным, одним из основателей «Хуун-Хуур-Ту»

Каждый из нас идет своим путем. Каких-то конфликтов и недоговоренностей не было и, надеюсь, не будет. Мы относимся друг к другу как коллеги.

Об экспериментах с электроникой

На концертах это не очень востребовано сейчас. Бывают, конечно, фестивали или сборные концерты, где просят выступить с электроникой. Тогда мы вызываем нашего приглашенного музыканта Кармена Риззо, который обычно живет в Америке, но сейчас в Праге. С ним было много концертов. И сейчас еще много предстоит в связи выходом нового релиза с Карменом Риззо и сыном Джорджа Харрисона Дхани. Мы записали альбом Dreamers In The Field в духе эмбиента, он вышел 16 апреля. И мы, надеюсь, сделаем концерт или тур с этими музыкантами. Я давно знаю Дхани, он бережно относится к нашей культуре, и его отец был неравнодушен к народной музыке. А с Карменом Риззо — это уже третий наш совместный альбом.

«Хуун-Хуур-Ту»
«Хуун-Хуур-Ту»

О названии группы

«Хуун-Хуур-Ту» состоит из двух слов: «хуун» - это солнце, «хуур-ту» - пропеллер. Можно перевести как солнечный пропеллер, или солнцеворот, как древний символ Земли.

О ближайших концертах

В Москве мы планируем сыграть концерт осенью в «Зарядье», и может быть, поучаствуем в каких-то фестивалях. Про Питер пока информации нет. А в Ярославле, кстати, мы в первый раз выступаем. Город мы не успели еще посмотреть, но может быть, после концерта получится.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

05/05/2024 - 04:16   Classic   Концерты
На фестивале Юрия Башмета в Ярославле показали обновленную версию спектакля Марины Брусникиной «Рождение человека» с «Солистами Москвы» и Евгением Мироновым и Александрой Урсуляк в качестве чтецов рассказов Максима Горького.

Музыкальный спектакль «Рождение человека» уже показывали ранее и в Сочи, и в Москве. Теперь же стало явно меньше музыкальных номеров, чуть затягивавших действие, и актеры куда лучше знают текст. А это два рассказа Максима Горького, довольно неочевидных: «Страсти-мордасти» и «Рождение человека».

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Брусникина показала драматическое столкновение этих сугубо российских историй начала 20 века с музыкой Эдварда Грига, в этом и есть задоринка. Вообще норвежец Григ мало связан с Россией, но Максим Горький в воспоминаниях признавался, что любит музыку Грига. В ней есть мелодии, которые мог бы написать и Чайковский. Но есть и штрихи, которые восходят сугубо к норвежской национальной музыке. Не будем останавливаться на мелодическом сходстве норвежской и русской музыки, подчеркнем лишь очевидную минорность и расширенные гармонии.

«Комонь»
«Комонь»

«Солисты Москвы» часто играют все это: и «Из времен Хольберга», и «Народный танец», и «Народную норвежскую мелодию» Грига. Но сейчас все буквально кристаллизовалось. Лучшие мелодии Грига против пронзительных историй Горького. Драматизм. Подчеркнутый чудесным русским фольклорным ансамблем «Комонь» и видео-инсталляциями Аси Мухиной.

Евгений Миронов
Евгений Миронов

Евгений Миронов читает за мужских персонажей, Александра Урсуляк — за женских и детских. Читают по очереди. А когда включаются «Солисты Москвы» под чуткой рукой Юрия Башмета, - драматические изгибы получают буквально вселенский масштаб. Григ мелодичен, но по-скандинавски сдержан и размерен. А тут русские люди душу себе рвут. Блистательный контраст.

Александра Урсуляк
Александра Урсуляк

Может быть, еще чуть-чуть больше людей полюбили в этот вечер в старинном Волковском театре Ярославля музыку Грига? Потому что «Солисты Москвы» звучали в этот вечер невероятно выпукло. Динамика, размах диапазона звуковой атаки, пианиссимо и самый что ни на есть крещендо, - это все гибко менялось буквально в каждой музыкальной фразе. Как они это делают?

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«А уж как я доволен!», - не смог скрыть своего удовлетворения Юрий Башмет уже после музыкального спектакля.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

04/05/2024 - 04:07   Classic   Концерты, Интервью, Джаз
Венесуэльский Bolivar Brass Quartet представил весьма необычную программу на фестивале Юрия Башмета в Ярославле.

Все участники брасс-квартета — музыканты Симфонического оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара. Взлет популярности этого оркестра пришелся на 2000-е годы, когда его возглавлял дирижер Густаво Дудамель, и оркестр исколесил весь мир, включая Россию. Более того, все участники квартета — преподаватели и профессоры консерватории им. Боливара в Каракасе.

Bolivar Brass Quartet
Bolivar Brass Quartet

Необычность же привезенной в Россию программы составляет крайняя разноплановость жанров: открыли ее аллегро из концерта для трубы с оркестром Гайдна, третья часть из концерта для валторны с оркестром №4 Моцарта, Адажио Томазо Альбинони и даже Венгерская рапсодия №2 Ференца Листа в переложениях для фортепиано (аккомпанировала Карина Шагова). А завершали — самые известные темы Астора Пьяццоллы, Антониу Карлоса Жобима и Альдемаро Ромеро. Каков разброс! И все это — в авторских переложениях на басс-квартет одного из участников квартета тубиста Игора Мартинеса. Особенно непривычно было видеть в программе концерт основателя советской школы игры на тубе Алексея Лебедева.

Bolivar Brass Quartet и аккомпаниатор Карина Шагова
Bolivar Brass Quartet и аккомпаниатор Карина Шагова

За кулисами Игор Мартинес рассказал о том, как появился этот квартет, где он услышал Алексея Лебедева, и почему программа квартета столь разнопланова.

Игор Мартинес
Игор Мартинес

«Может быть, я не лидер, но я собирал этих музыкантов с самого начала. Туба — брассовый инструмент, у меня Wessex английского производства, ей 8 лет. Для брассовых инструментов возраст имеет меньше значение, чем для струнных. Старше — не значит лучше. Это не так, как со скрипками Страдивари. Нам приходится обновлять свои инструменты. Все мы — амбассадоры разных брендов: Wessex из Англии, Schagerl из Австрии, Hans Hoyer и Thein из Германии».

О поездках в Россию

«Мы не в первый раз в России, это для меня в третий раз. В первый раз мы приезжали с оркестром имени Симона Боливара в «Зарядье» в Москву, а потом выступили в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Этой зимой в феврале я приезжал в Сочи на фестиваль Башмета преподавать в музыкальной академии, так что для меня сейчас это третий приезд в Россию. Но это первый приезд именно нашего брасс-квинтета, ранее все приезжали только с оркестром Венесуэлы».

Как появился Bolivar Brass Quartet

«Когда мы начинали, мы хотели сделать брасс-квинтет, что является классическим брасс-ансамблем. Но было очень сложно в Каракасе найти опытных трубача и валторниста. Поэтому изначально это было трио из трубы, тромбона и тубы. Пока мы искали кого-то еще, я решил, что надо начать делать аранжировки. И я начал писать музыку, потому что мы хотели заниматься камерной музыкой. Потом у нас появился валторнист, и мы стали квартетом. Мне пришлось делать транскрипции для квартета из готовых квинтетов. Кроме того, в музыке барокко не существовало еще тубы, она изобретена только в XIX веке, так что это надо учитывать. Поэтому у нас достаточно ограниченный репертуар. Камерная музыка — это лучшая для нас музыка, чтобы расширить наш репертуар».

Как решаются проблемы с репертуаром для квартета

«Будет забавно разложить на брасс-квартет что-нибудь из старинных фортепианных пьес. Думаю, публика даже не поймет, из чего это сделано. Например, Венгерские рапсодии Листа, одну из которых мы играли сегодня. Будем продолжать играть что-то из японской музыки, которая в чем-то перекликается с европейским барокко, как в «Песне для Японии» Стивена Верхельста. Продолжим играть нашу латиноамериканскую музыку — Пьяццола, Жобим и Ромеро, это очень интересные композиторы. Они подняли народную музыку на новые высоты, в этом их заслуга. Мы выбрали лучшее от каждого. И взяли на себя миссию перенести эту великую музыку в брасс-звучание».

Bolivar Brass Quartet
Bolivar Brass Quartet

О знакомстве с музыкой Алексея Лебедева

«Музыку Алексея Лебедева я играл еще будучи студентом консерватории. Если два студента хотят что-то сыграть, они обычно берутся играть концерт Лебедева 1949 года. Но квинтетом или квартетом это доводится сыграть редко, многие считают его «детским» концертом. Когда-то один американец нашел его ноты, и переписал его с тубы на бас-тромбон, потому что играл именно на нем. А я, наоборот, вернул его для тубы».

Откуда у него имя Игор с русскими корнями

«Это просто совпадение. Моя бабушка любила читать литературу со всего мира, она увидела это имя в книге, и назвала им так моего отца. Он тоже Игор Мартинес. А он сказал, что не хочет быть одним-единственным Игором в Венесуэле, поэтому когда я родился, он назвал и меня Игором. «Мы будем двумя Игорами в Венесуэле», - сказал он мне. И когда я приехал сюда, то сказал себе: ОК. У нас же обычно называют именами Хуан или Педро. Но Игор звучит не хуже! Никаких исторических или родственных корней в России у меня нет, только литература моей бабушки».

О впечатлениях от России

«Каждый раз, когда я приезжаю в Россию, я встречаю прекрасных людей, получаю прекрасный опыт. Публика очень хорошо реагирует на венесуэльскую музыку и музыкантов. Опыт, который я получил в Сочи, когда на Академии встретил этих молодых талантов, бесценен. Это напомнило мне то, как мы работаем с молодыми музыкантами у нас в Венесуэле, и я почувствовал себя как дома. Мы тоже стараемся дать им лучших в мире учителей. И когда мне предложили привезти наш брасс-квартет сюда, на фестиваль в Ярославль, я сразу сказал — да, мы должны сделать это. Еще в Сочи я познакомился с пианисткой Кариной Шаговой, и мы сразу нашли общий язык с ней. Здесь в Ярославле я много общаюсь, тут замечательные люди и высочайшие профессионалы».

Завершил Bolivar Brass Quartet свой концерт на фестивале Башмета в Ярославле оригинальным переложением «Подмосковных вечеров».

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

03/05/2024 - 02:51   Classic   Концерты
XVI международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле открылся большим гала-концертом звезд академической музыки.

Никакой концепции в этом концерте, кажется, не было, разве что исполнена была музыка последних 300 лет. Но вот имена впечатляют, и первым, кроме самого Башмета, стоит упомянуть про прекрасную певицу Симону Кермес из Германии. Она уже приезжала на сочинский фестиваль Башмета (давние многочисленные ее визиты в Россию уже не в счет), и вот снова решилась приехать в Россию — спеть три неочевидных арии на открытии и дать мастер-класс для молодых музыкантов. Это поступок!

Юрий Башмет на открытии фестиваля в Ярославле
Юрий Башмет на открытии фестиваля в Ярославле

«А что ей за это может быть? Она же не работает в государственных учреждениях Германии, только в частных театрах и сама дает концерты. Ей ничего и не было», - порассуждал на тему приездов Кермес в Россию Юрий Башмет.

А почему неочевидные арии? Потому что эти оперы у нас не на слуху. Симона Кермес спела арии Арбаче из «Артаксеркса» Риккардо Броски, Ацисы из «Полифема» Никола Порпора и Альмирены из «Ринальдо» Генделя. Если «Ринальдо» еще можно где-то как-то у нас услышать в единичных исполнениях, то ни одна опера Броски и Порпора вообще нигде не идут. Тем интереснее. Аккомпанировали, кстати, «Солисты Москвы» под рукой Юрия Башмета.

Симона Кермес
Симона Кермес

Колоратурное сопрано и «царица барокко» Симона Кермес приехала в отличной вокальной форме и прекрасном настроении. Пыталась общаться со зрителями на русском языке, много пританцовывала. Безупречно спела все эти многочисленные барочные опевания, на длинных нотах позволяла себе вибрато ровно в должную меру, глиссандо вверх и вниз скользили у нее с неподражаемой легкостью и видимой простотой. Когда надо, певица подключала и актерские навыки. Верхний регистр у Кермес по-прежнему чист и хрустально прозрачен, а какой же он проникновенный! Блистательное выступление и долгие заслуженные овации переполненного зала.

Александр Рамм
Александр Рамм

Открылся же гала-концерт Итальянской сюитой для виолончели и фортепиано в версии под камерный оркестр Игоря Стравинского с солистом Александром Раммом. Один из самых одаренных молодых виолончелистов России бережно и изящно сыграл важнейший неоклассический концерт Стравинского, переписанный из собственного его балета «Пульчинелла» (1919). В нем имеются оригинальные итальянские мелодии XVIII века, но Стравинский замешал их с совершенно разными эпохами и приемами. Александр Рамм именно так это и сыграл: вот только что-то в духе Перголези, а вот уже и Скрябин будто, и вдруг барокко, а потом чудится Массне и даже Равель. Виолончель поет в руках Рамма, остро передавая все эти тончайшие нюансы.

Валерия Абрамова
Валерия Абрамова

Протеже Юрия Абрамовича юная скрипачка Валерия Абрамова вполне справилась с Тремя каприсами Паганини в деконструктивистской версии Эдисона Денисова, написанной по просьбе Олега Кагана. Все каприсы начинаются вполне традиционно для Паганини, но затем Денисов наводит морок и понемногу разлагает их на атомы, затем возвращая к прежней форме. Есть в этом что-то от игр разума, виртуозность так точно страдает, но почему нет. Меньше других «пострадал» знаменитый Cantabile, но Абрамова почти вытянула и там.

Ксения и Юрий Башмет в концерте Шнитке
Ксения и Юрий Башмет в концерте Шнитке

Второе отделение открылось беспроигрышным номером. Пианистка Ксения Башмет, дочь маэстро, любит и умеет играть Концерт для фортепиано с оркестром Альфреда Шнитке. Так и случилось. Ксения ровно выдержала принцип цикличности Шнитке, отыграла его вариации темы с самыми разнообразными оттенками, вплоть до гнева и опустошенности. «Солисты Москвы» тоже были отчаянно хороши.

«Солисты Москвы» и капелла «Ярославия»
«Солисты Москвы» и капелла «Ярославия»

Завершился гала-концерт открытия барочным католическим Magnificat Антонио Вивальди, где к «Солистам Москвы» присоединилась филармоническая хоровая капелла «Ярославия», одна из лучших капелл в России. Большую часть жизни Вивальди провел как священник, и хотя его религиозные произведения менее известны, их величия это никак не отменяет. «Ярославия» показала чудесные голоса солирующих и отменную слаженность в хоровых партиях, стоить отметить четкую дикцию на латыни у капеллы. Особенно хороши показались типично «вивальдиевская» 4-я часть, сугубо хоровая Fecit potentiam, и сугубо сольная 5-я Esurientes implevit bonis с невероятно красивыми переплетениями голосов солисток.

«Солисты Москвы» и Юрий Башмет в Рыбинске
«Солисты Москвы» и Юрий Башмет в Рыбинске

А на следующий день фестиваль Башмета принимал уже и Рыбинск. «Солисты Москвы» сыграли яркую программу из концерта для четырех скрипок Вивальди, Рондо до мажор Россини, концерта для двух виолончелей Вивальди и «Воспоминания о Флоренции» Чайковского. В Рыбинске очень любят классику, все концерты фестиваля всегда проходят тут с успехом и аншлагом, так было и в этот раз. На бис ансамбль Башмета исполнил идеально темперированную Маленькую ночную серенаду Моцарта. А фестиваль продолжается.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

26/03/2024 - 05:18   Classic   Концерты
Так получилось, что XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары» завершился гала-концертом, в котором никто уже ничего не мог ожидать определенного, а получилась феерия.

Ладно программа, там мало чего было из известного. Но ведь и участники из Мексики, Бразилии и других стран, - тоже известны лишь знатокам. А время сложное. До этого прошли куча мастер-классов в Башмет-центре, какие-то личные встречи, - ну это точно именно фестиваль. Разве что джазовых клубов не было, этого явно и очевидно не хватало для атмосферности, и это давнее упущение «Виртуозов гитары», ввиду их тотальной ориентации на Московскую филармонию.

Дмитрий Илларионов
Дмитрий Илларионов

Но вот выходит на сцену зала Чайковского один из основателей фестиваля Дмитрий Илларионов, и сражает своей виртуозностью и чувственностью в «Большой увертюре» Мауро Джулиани. Он как камерный оркестр во всех этих регистрах и обертонах. Удивительно, как на многое способна гитара в мастеровитых руках.

Пабло Гарибай
Пабло Гарибай

Классика гитары вернулась в знаменитом «Арабском каприччио» Франсиско Таррега в исполнении техничного мексиканского гитариста Пабло Гарибай. Эта проникновенная мелодия известна буквально всем. И тут я должен извиниться за довольно жесткие оценки исполнения Гарибая на открытии фестиваля. Тут он уже звучал и технично, и чувственно, и нежно, и проникновенно. Я слышал множество исполнений «Арабского каприччио», и у Гарибая получилось весьма вдохновляюще. Один из лучших номеров гала-концерта закрытия.

А вообще номеров было много. Дали выступить всем, как обычно. «Четыре короткие пьесы для виолончели и гитары» Херардо Тамеса в исполнении того же Пабло Гарибая и виолончелистки Анны Кошкиной в барочном будто духе быстро растворились в модном минимализме и шумовом орнаментализме на молекулы, и тут же перестали быть музыкой. Ровшан Мамедкулиев сыграл сюиту «Собор» Агустина Барриоса с колокольным звоном от ладных баррэ, тончайшими перезвонами, - это было восхитительно. Артем Дервоед с виолончелисткой Анной Кошкиной во фрагментах сюиты Motherland Стивена Госса попытался найти себя в еврейской музыкальной истории, выступая скорее в роли фортепиано для классического дуэта с виолончелью. Что-то получилось, что-то нет. Мелодии «Во поле березка стояла» или «Подмосковные вечера» скорее послужили темой для размышления, чем роскошным хэппенингом.

Ровшан Мамедкулиев
Ровшан Мамедкулиев

Во втором отделении концерта Артем Дервоед сыграл Round midnight Телоуниса Монка в аранжировке Ролана Дьенса. Это было максимально непохоже на Монка, но безумно интересно. Просто какое-то эмоциональное облако из всхлипов и подергиваний. Потом Дмитрий Илларионов мимолетно доказывает свой статус лучшего гитариста России виртуознейшим исполнением «Четырех легенд» Атанаса Урнузунова со скрипачкой Еленой Таросян, победительницей многих международных конкурсов. Ладно там восточная этника от скрипки Таросян со всеми ее обертонами, но гитара Илларионова — выше всяких похвал, она творила буквально чудеса. Тем более, что Таросян уже в арии «Бразильской бахинианы» №5 Вилла-Лобоса с Ровшаном Мамедкулиевым показала проникновенность и лиричность своей скрипки в лучших традициях. Елена Таросян — просто открытие фестиваля, по крайней мере, для меня.

Мексиканский гитарист Пабло Гарибай еще отметился проникновенным исполнением фрагмента сюиты «Памяти Вилло-Лобоса Ролана Дьенса, что особенно ценно для такого фестиваля. Но в дальнейшем внимание зрителей полностью забрал бразилец Яманду Коста. Ну как рецензировать его исполнение? Он не виртуоз, не технарь и не умник. Он просто живет этой музыкой. Разляпистый, ленивый, лукавый, - он просто садится на стул и дышит музыкой. Расслабленный такой по-бразильски. Он сыграл несколько своих произведений, часть их которых даже сам не смог вспомнить по названиям. Роскошный такой сет минут на двадцать. И они все шлягерные, по сути. Шлягерные! Бразилец с гитарой просто садится, и играет нечто невероятное. Можно воспринимать это как данность. Или можно как феномен.

Яманду Коста
Яманду Коста

Или можно подумать еще о чем. Классическая гитара в России настолько долго была в таком положении, что ей нужно было доказывать перед филармониями, - она есть. В Бразилии ничего такого нет, - если ты играешь круто, то зрители у тебя есть. Тебе не нужно перекладывать Шнитке или Свиридова, просто если ты отличный гитарист, - ты молодец. У нас же не так. Это явно сковывает. Но почему не вернуться к фееричности и яркости? Зрители Московской филармонии это явно оценят.

Вадим ПОНОМАРЕВ

19/03/2024 - 21:32   Classic   Концерты
XVIII Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары» ярко открылся в зале им. Чайковского и мировыми, и российскими премьерами.

Фестиваль стартовал шедевральным исполнением «Ночи на Лысой горе» Мусоргского Госоркестра России имени Светланова. Произведение требует особой чуткости во взаимодействии всех оркестровых групп, и французский дирижер Клеман Нонсьё идеально прочувствовал это. Тут и переклички, и русская распевность, и гигантские перепады в звуке от фортиссимо до нежнейшего пианиссимо. Все это было у оркестра Светланова, и в наилучшем виде.

Клеман Нонсьё
Клеман Нонсьё

А дальше случилась мировая премьера. Художественный руководитель ММФ «Виртуозы гитары» Артём Дервоед сыграл фантазию для гитары с оркестром Dies Irae российского композитора Никиты Кошкина. Рваная нервная партия гитары в противовес ликующему оркестру, печально-воздушные диалоги гитары и арфы. Все это изрядно отдавало поздним Прокофьевым, только с гитарой. Пока… в дело не вступил варган, сразу окрасивший все в цвета ориенталистики. А затем зазвучало еще и горловое пение, добавившее звуковому пейзажу потусторонности. А потом вдруг нежданно явились гитарные мажорные аккорды с пониженными ступенями, и печальные галисийские распевы, довершив образ пестрого котла. Не лучшее, возможно, произведение Кошкина, но Артём Дервоед выжал из него максимум драматичности. Автор, кстати, тоже был в зале, и вышел на поклоны.

Артём Дервоед
Артём Дервоед

Традиционный для фестиваля «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго в этом году прозвучал в исполнении мексиканского гитариста Пабло Гарибая. Великая мелодия Хоакино Родриго отчаянно хороша в диалоге солирующей гитары и целого оркестра. Пабло Гарибай отчего-то меньше внимания, чем хотелось бы, уделил лирическому звучанию гитары, сделав акцент на свою виртуозность. Она у него безусловно имеется, но душевности все же как-то не хватило, особенно в самой знаменитой второй части концерта.

Пабло Гарибай
Пабло Гарибай

Дебютант фестиваля из Бразилии Яманду Коста впервые в России представил концерт Ilhas Concertantes, написанный им совместно с Сержиу Ассадом. Бразилец играет на семиструнной гитаре, и делает это так заразительно чувственно, что эти солнечные флюиды распространяются по всему залу, кажется. Он то отводит инструмент от себя, то снова прижимается к нему едва ли не щекой, самба сменяется босановой и снова самбой. Это зажигательно весело играть и оркестру, но и прежде всего самому Яманду Коста. Его вызывали на бис раз пять, но он так не сыграл больше ничего, увы.

Яманду Коста
Яманду Коста

«Виртуозы гитары» стартовали уверенно и зажигательно. Впереди множество интересных концертов.

Вадим ПОНОМАРЕВ

29/02/2024 - 04:36   Classic   Концерты
В Сочи закрылся ежегодный Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета гала-концертом с участием Вадима Репина, Ольги Перетятько и тремя мировыми премьерами.

«Посещаемость в этом году превзошла даже наши прошлогодние показатели, и не только в Зимнем театре, но и на других площадках. И в органном зале, и на Красной поляне, и в зале «Чайка» на морвокзале. Думаю, у нас появился постоянный зритель, который ходит на концерты просто потому, что это фестиваль Башмета. И там посмотреть, и там посмотреть, раз фестиваль. Многие из тех артистов, кто приезжал сюда учиться 5-7 лет, сегодня признанные мировые звезды. Это приятно. Котелок варится. Так развивается профессиональная среда, которую мы и хотели бы создавать», - высказался директор фестиваля Дмитрий Гринченко.

Гала-концерт закрытия открылся «Восходом солнца» из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля в исполнении Всероссийского юношеского оркестра п/у Юрия Башмета.

«Всероссийский юношеский оркестр существует в России. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко попросил нас перед Олимпиадой создать какой-то общероссийский проект. И мы предложили проект всероссийского юношеского оркестра, который объединит всю Россию. Сейчас в оркестре порядка 180 ребят и еще какое-то количество стажеров, ведь ребята могут заболеть, или быть занятым в концертах. Всех их мы можем собрать только в Сочи, и тут для них практически академия, где с ними работают педагоги. У них миллионы идей, как им играть камерными составами, сами сочиняют музыку. Они тут развиваются. Главная новость в том, что оркестр стал федеральным коллективом, что дает возможность стабильного финансирования. Седых волос у Юрия Абрамовича стало меньше», - прокомментировал Дмитрий Гринченко.

Что касается программы закрытия фестиваля, то тут был определенный замысел.

«Мы решили сделать программу более-менее определенной, выступления супер-звезд и каких-то отдельных интересных музыкантов. Три мировые премьеры, играть будет Всероссийский юношеский оркестр».

Мировая премьера пьесы «Грезы» Дениса Хорова для домры Степана Смирнова, балалайки Максима Бельника, баяна Всеволода Якубовского и симфонического оркестра прошла успешно.

Мировая премьера пьесы «Грезы» Дениса Хорова для домры Степана Смирнова, балалайки Максима Бельника, баяна Всеволода Якубовского и симфонического оркестра прошла успешно
Мировая премьера пьесы «Грезы» Дениса Хорова для домры Степана Смирнова, балалайки Максима Бельника, баяна Всеволода Якубовского и симфонического оркестра прошла успешно

«Мы решили показать, что русские народные инструменты не хуже, чем арабские. И заказали у молодого композитора, который нам хорошо знаком, потому что он преподавал у нас в Академии и даже учился здесь же, у Дениса Хорова. Баян, балалайка и домра с симфоническим оркестром, - а Денис по первому образованию балалаечник. При этом он пишет музыку достаточно авангардную. Эта идея нам показалась очень полезной».

Скрипач Вадим Репин в Концерте для скрипки с оркестром ре мажор Петра Чайковского впервые показался не совсем убедителен. Он старался, играл каденции в точных указаниях Чайковского, но нельзя сказать, что это было вдохновенно. Он выглядел уставшим и обескровленным. Хотя в техничности ему не отказать, как всегда. Я волнуюсь, - это, наверное, самые мои жесткие слова в адрес Вадима Репина за всю мою жизнь. Но я хочу остаться честным и объективным, несмотря на мое преклонение перед Вадимом Репиным. Мне всего лишь не хватило вдохновения.

Вадим Репин
Вадим Репин

Ладно, еще одна мировая премьера. Олег Крохалев «Folded Linen» для симфонического оркестра.

«Плюс прозвучит мировая премьера пьесы Крохалева, которую мы ему заказали, когда была пандемия. Когда все остались без работы, особенно солисты. И мы тогда с Юрием Абрамовичем решили поддержать талантливых солистов, из собственных средств выделили стипендии, и заказали молодым композиторам произведения с оплатой гонорара и обещанием, что мы это исполним. С нетерпением жду, что мы услышим».

И тут был буквально культурный шок. Вы слышали произведения на одной ноте? Так вот Олег Крохалев сделал именно это. Миллионник про этой части. Нет-нет, вы не поняли, он реально написал пьесу на одной гармонии. И ему за это заплатили денег, как можно понять. Невероятно.

Интереснее было послушать ту самую пьесу для арабского инструмента ребаба, она же мировая премьера, «Ночные видения Альгамбра для ребаба с оркестром», - так пафосно это называлось.

Хассан Моатац Эль Молла
Хассан Моатац Эль Молла

«Там же ребаб с симфоническим оркестром, мы этого исполнителя услышали год назад, он феноменально владеет техникой ребаба. А в нормальной жизни он виолончелист Катарского симфонического оркестра, профессиональный музыкант, который знает ноты. Мы его спросили, а готов ли он сыграть произведение, которое напишет русский композитор. Он сказал, что это очень интересно, потому что для ребаба симфонической музыки пишут немного. Его это заинтересовало», - сказал Дмитрий Гринченко.

Ок. Трогательные переклички между скрипками и нечто типа дудука в исполнении музыканта Хассан Моатац Эль Молла. Услышали ориентальные мотивы, щедро приправленные испаноцентричной гармоникой. Ну почему бы и нет? Хотя не уверен, что где-то когда-то это прозвучит еще.

Ольга Перетятько
Ольга Перетятько

Ладно, давайте о вокале. Ольга Перетятько могла взбодрить все это. Каватина Нормы из оперы «Норма»? Да кого угодно взбодрит, учитывая контекст. Но Ольга Перетятько не стала петь Бизе, сосредоточившись на Каватине «Нормы» и «Поцелуе» Ардити. Не самая лучшая вокальная форма, но вполне достойно и убедительно.

После этого увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта прозвучала возвышенно и утонченно.

Очередной фестиваль Башмета в Сочи завершился, его можно назвать триумфальным. Мировые премьеры, эффективная Музыкальная академия для молодых талантов, бурные споры директоров филармоний на международной конференции «Культурный код России» о влиянии санкций, школа молодых журналистов, выставки и перформансы, - это живая жизнь культуры. Тут все это происходит. Это жизнь. Это фестиваль Башмета.

28/02/2024 - 05:16   Classic   Концерты
В Сочи прошел отчетный концерт Вокального департамента академии музыки Юрия Башмета, где нынешние и будущие оперные звезды показали то, чему научились на фестивале.

«Больше десяти лет мы приезжаем в Сочи, как домой. Из вокального департамента вышло столько людей… Два года назад здесь училась Кристина Мхитарян, сделала большую карьеру, и теперь к нам приезжают учиться ее ученики», - вспомнил глава департманта, директор Молодежной программы Большого театра Дмитрий Вдовин.

Педагоги вокального департамента в этом году, помимо Дмитрия Вдовина, - это знаменитая певица Большого театра народная артистка СССР Маквала Касрашвили, коуч по французской вокальной фонетике Любовь Татевосян (Армения), основатель агентства Gerstel International Opera Manegement Тедди Герстел (Швейцария) и худрук оперного класса Академии хорового искусства и ведущий коуч Молодежной программы Большого театра Екатерина Вашерук.

В этом году учащихся набралось как никогда представительно — нашлись и большие голоса, и камерные. И по типам голосов — полная идиллия, много приличных баритонов и теноров, разве что меццо-сопрано и басы остались в дефиците.

Участники концерта
Участники концерта

Пойдем по голосам. Баритон Захар Куц (Краснодарское музучилище, ныне студент ГИТИСа) спел арию Папагено из оперы «Волшебная флейта» Моцарта артистично, но голос предательски не захотел лететь. Баритон Кирилл Токмаков (Курский музколледж) пел романс Шумана-Гейне Ich grolle nicht распевно по максимуму, с отличным немецким произношением (Тедди Герстел наверняка помог) и проникновенным тембром. Прекрасные впечатления. А Дмитрий Вдовин добавил, что он самый молодой участник, ему всего 18 лет. Потом еще спел Застольную песню Дон Кихота Равеля с прекрасными испанскими опеваниями, уж точно одно из открытий фестиваля Юрия Башмета. Бас-баритон Иракли Гургенидзе (Сакартвело, Грузия) спел арию Гульельмо из оперы «Так поступают они все» Моцарта уверенно и убедительно, но порой ему не хватало дыхания для большей грозности, а в лирических моментах — просто проникновенности. Баритон Аркадий Чайкин (студент Симферопольского музучилища) взялся за романс Вольфрама из оперы «Тангейзер» Вагнера, он требует особого героически-романтичного настроя, и я услышал его от молодого певца. Не хватило чистоты звукоизвлечения и какой-то строгости, что ли. Вагнер непрост, очень непрост. Но за попытку спасибо. Баритон Ерболатулы Бекулан (слушатель Международной оперной академии Astana Opera) спел Ариозо Роберта из оперы «Иоланта» Чайковского, и вот снова показалось, что это не совсем его тема. Высокие ноты у него звучат героически, но это не то, что тут хотелось бы слышать в лирической теме Роберта. Не про это написано.

Тенор Роман Мамалинов (лауреат Гран При конкурса КЦ Елены Образцовой 2023 года, с того же года солист родного Башкирского государственного театра оперы и балета) спел арию Тамино из «Волшебной флейты» Моцарта основательно и все же по-студенчески, без перспективы. Хотя и дыхание, и красивый тембр при нем. Драматический тенор Кирилл Сикора (Курган, ГИТИС) спел Балладу герцога из «Риголетто» Верди победоносно, как и полагается, да и просто красиво. Потом еще и арию Лыкова из «Царской невесты» Римского-Корсакова. Роскошно и напевно. Есть куда расти, и слышны задатки прекрасного артиста. Тенор Иосиф Никитенко (Белоруссия, победитель I Международного конкурса оперных певцов имени Федора Шаляпина в Петербурге) спел Вторую песню Баяна из оперы «Руслан и Людмила» Глинки с максимально длинными нотами, точно по партитуре, только с эстетикой бельканто. Звучало немного странно. Но талант артиста неоспорим. Тенор Ануарбек Нурсултан Нуржанулы (слушатель Международной оперной академии Astana Opera) показал Каватину Владимира Игоревича из оперы «Князь Игорь» Бородина с тонким пониманием музыки Бородина и роскошным вокалом. Распев, тембр, подача — все на месте. Удивительный артист.

Сопрано Ирина Хубаева (Белгород, окончила Воронежский институт искусств) спела Вторую арию Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта, которую она уже пела в Воронежском театра оперы и балета. Сочетание кукольного голоса и невероятно красивой и виртуозно сложной мелодии Моцарта — это, как минимум, интересно. Ирина Хубаева еще спела арию Кунигунды из мюзикла «Кандид» Бернстайна, единственную мюзикловую тему в программе. Собственно, если бы не ее сложность, и говорить о ней не пришлось. Хубаева не только справилась со всеми речитативами, но и с весьма дерзкими виртуозными опеваниями в верхнем регистре. Сопрано Софья Черноскулова (училище Гнесина) взялась за арию Блондхен из оперы «Похищение из сераля» Моцарта и поразила своими высокими нотами, чистыми и пронзительными. Однако искренности и интимности все же не хватило. Сопрано Вероника Хорошева (ученица Хиблы Герзмава в МГК и стипендиат фонда Спивакова) спела Колыбельную Заиды из оперы «Заида» Моцарта чрезвычайно хорошо, на глубоком грудном дыхании и свободно, но это не «европейское» исполнение, ария Марфы в «Царской невесте» подходит ей куда больше. Но свои заслуженные «браво» от зрителей она получила, разумеется. Сопрано Виктория Акимова (Новокузнецк, ГКА им. Маймонида) спела Ариозо Иоланты из оперы «Иоланта» Чайковского максимально «по чайковски», распевно и лирично, с хорошим дыханием.

Меццо-сопрано Валерия Торунова (Тюмень, II премия XIV Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой, участница МОП) сольно спела арию Иоанны из оперы «Орлеанская дева» Чайковского драматично и хрустально. Даже не представляю, за чем она приехала учиться. Она поет как примадонна. Прекрасная певица. Гамма чувств от надежд до глубокого отчаяния разыграна блистательно и точно. Меццо-сопрано Назгуль Ибрагимова спела арию Сантуцци из оперы «Сельская честь» Масканьи драматично и эмоционально выразительно. Она жила этой жизнью. Потрясающе чистые верхние ноты, дива.

О дуэтах. Бас-баритон Иракли Гургенидзе и сопрано Юлиана Ашурова (так впечатлившая меня днем ранее на концерте в Сочинском морском вокзале) в дуэте Церлины и Дона Жуана Моцарта — невероятно гармоничный дуэт. Юлиана Ашурова снова впечатлила прекрасной вокальной культурой, такого округлого звука поискать еще. В пару с ней мощный голос Иракли Гургенидзе роскошно заливал пространство органного зала, сочетаясь тембрально и эмоционально. «Браво!» - кричали зрители. Соглашусь. Сопрано Вероника Хорошева и меццо-сопрано Валерия Торунова спели божественной красоты дуэт Лакме и Малики из оперы «Лакме» Делиба, и тут тоже все получилось. Голоса сливались, оттеняя друг друга, а завершили номер певицы уже за кулисами, откуда доносились в зал эти чарующие вокализы. Обе не старались «перепеть» друг друга, что максимально похвально. И снова «Браво!». В дуэте баритона Захара Куца и тенора Кирилла Сикора, как дуэте Надира и Зурги из оперы «Искатели жемчуга» Бизе интереснее было услышать диалог бывших врагов, но получилась скорее посиделка старых друзей.

Ожидаемо вечер закончился исполнением «Качелей» Денца всеми участниками Вокального департамента музыкальной академии фестиваля Юрия Башмета. Вот только на бис они его не решились исполнить.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: пресс-служба фестиваля

Страницы